SteamOS против Windows на выделенных видеокартах: это сложно, но Windows имеет преимущество.

Несколько недель назад я поделился деталями о игровом ПК, который я собрал сам, чтобы подключить к своему телевизору. Он использует процессор AMD Ryzen 7 8700G и графику Radeon 780M. Хотя я не советую собирать его самостоятельно – особенно с учетом текущих цен на оперативную память – в интернете доступно множество доступных мини-ПК с тем же графическим чипом. Эти мини-ПК должны работать примерно так же, как Steam Deck, хорошо справляясь с теми же играми.

💰

"Рынок красный? Это просто сезон скидок для умных инвесторов." - так говорят, чтобы не плакать. У нас — аналитика, которая помогает плакать реже.

Найти недооцененные активы

Это оборудование не является идеальной демонстрацией будущей Steam Machine от Valve. Steam Machine будет оснащена мощной дискретной видеокартой с 8 ГБ памяти, что предлагает преимущества и потенциальные недостатки по сравнению с системами, использующими встроенную графику.

Чтобы завершить наш обзор SteamOS перед запуском Steam Machine, мы протестировали несколько игр как на SteamOS, так и на Windows, используя одинаковое компьютерное оборудование. В отличие от того, что мы видели с портативными устройствами, Windows обычно работала лучше, чем SteamOS, и разница могла быть значительной. Мы также заметили, что SteamOS, казалось, создавала большую нагрузку на графические карты с 8 ГБ памяти, что приводило к более заметным ограничениям оперативной памяти в играх, даже при более низком разрешении, по сравнению с Windows.

Наши тестовые стенды(ы).

Windows vs. SteamOS тестовая платформа
CPU AMD Ryzen 7 7700X (предоставлен AMD)
Материнская плата ASRock B650 Pro RS (предоставлена AMD)
RAM 32 ГБ (2×16 ГБ) G.Skill Trident Z5 Neo RGB серии (предоставлено AMD), работающие на частоте DDR5-6000
SSD 1ТБ Western Digital SN850
Блок питания EVGA Supernova 850 P6 (предоставлено EVGA)
Кулер для процессора 280mm Corsair iCue H115i Elite Cappelix AIO
Дело Lian Li O11 Air Mini
ОС Windows 11 25H2 с включенной Core Isolation, Memory Integrity выключена
SteamOS 3.9 (Основной канал, сборка 20251124.1000)
Драйверы Windows: AMD Adrenalin 25.11.1
SteamOS:
Video Driver 4.6, Mesa 25.2.0

При оценке видеокарт мы стремимся сочетать их с топовыми процессорами, материнскими платами и другими компонентами. Это гарантирует, что мы измеряем истинную производительность графической карты, а не ограничиваемся каким-либо другим компонентом в системе.

В этой версии я стремился использовать детали, похожие на те, которые мы, вероятно, увидим в Steam Machine, учитывая стоимость. Мне пришлось работать с тем, что у меня уже было, поэтому некоторые компоненты немного мощнее. Например, я использовал 32 ГБ оперативной памяти, вдвое больше, чем в Steam Machine, но все наши тестовые игры должны нормально работать с 16 ГБ. Процессор, 8-ядерный Ryzen 7 7700X, имеет на пару ядер больше и работает с большей мощностью, чем процессор Steam Machine, но они оба используют одну и ту же технологию Zen 4.

Мы хотели проверить, насколько хорошо SteamOS работает по сравнению с Windows, поэтому протестировали её с несколькими мощными видеокартами. Мы использовали только процессоры и видеокарты AMD, потому что эта конфигурация лучше всего отражает ожидаемую производительность Steam Machine, и AMD — это оборудование, на котором Valve в настоящее время сосредоточена и которое поддерживает.

  • Radeon RX 7600 (32 RDNA3 CUs) с 8 ГБ RAM. Это даст нам лучшее представление о том, как Steam Machine будет работать на самом деле, поскольку Valve будет поставлять графический процессор RDNA3 с 28 CUs и тем же объемом RAM.
  • Radeon RX 7600 XT (32 RDNA3 CUs) с 16 ГБ оперативной памяти. Улучшенная версия RX 7600, она должна быть всего на 10 или 15 процентов быстрее в большинстве случаев — за исключением игр, которым требуется более 8 ГБ оперативной памяти. Если игра работает значительно лучше на RX 7600 XT, вероятно, это означает, что у RX 7600 заканчивается видеопамять, что указывает на возможные проблемы для фактической Steam Machine.
  • Radeon RX 6800 (60 графических процессоров RDNA2) с 16 ГБ оперативной памяти. Довольно старая видеокарта, но использующая ту же архитектуру RDNA2, что и в Steam Deck. Если бы показатели SteamOS против Windows отличались для этой видеокарты от показателей для других, это могло бы быть связано с тем, что Valve провела больше оптимизации для этой архитектуры, чем для новых версий.
  • Radeon RX 9070 (56 RDNA4 CUs, 220 W TBP) с 16 ГБ оперативной памяти. Более новая видеокарта, добавленная для проверки того, насколько хорошо работает SteamOS (и открытый исходный код драйверов Linux amdgpu) с картами, которые можно использовать, если вам нужна лучшая производительность в 4K.

Мы протестировали все четыре видеокарты в одном компьютере. Для сравнения мы также включили два компьютера, использующих встроенную графику.

  • Высокопроизводительный настольный компьютер Framework, оснащенный чипом Ryzen AI Max+ 395, видеокартой Radeon RX 8060S GPU (40 RDNA3.5 CUs) и 128 ГБ унифицированной оперативной памяти LPDDR5X. За 1999 долларов это (надеемся!) гораздо более дорогой компьютер, чем Steam Machine в конечном итоге, но базовая модель за 1099 долларов — достойная альтернатива, которую можно купить сегодня, и это максимально возможная производительность для интегрированных GPU.
  • Мини-ПК Aoostar Maco от Amazon, который я купил, чтобы поиграть с ним, используя процессор Ryzen 7 H255, 32 ГБ оперативной памяти DDR5 и графический процессор Radeon 780M. За чуть менее чем 500 долларов это одно из лучших предложений по соотношению цены и качества, если вы ищете бюджетную Steam Machine с большей мощностью, чем у реальной Steam Deck.

Числа

Мы протестировали производительность в шести предустановленных тестах в пяти различных играх. Хотя некоторые из этих игр немного старше, они все еще дают нам хорошее представление о том, насколько хорошо все работает как с простыми, так и с требовательными тайтлами, с трассировкой лучей и без нее. Даже при таком ограниченном тестировании результаты не всегда совпадают, но мы заметили некоторые четкие закономерности и несколько исключений.

Мы увидели самые большие различия в играх, требующих более 8 ГБ памяти, особенно при сравнении RX 7600 с 8 ГБ и 7600 XT с 16 ГБ. Игры, такие как *Returnal*, *Forza Horizon 5* и *Cyberpunk 2077* (особенно с включенным трассировкой лучей), показали значительные различия в производительности между Windows и SteamOS. *Returnal* был самым крайним случаем – 7600 XT в SteamOS работал аналогично Windows, но Windows был на 60-70% быстрее на 8 ГБ 7600. Хотя разница в других играх не была такой большой, 8 ГБ 7600 постоянно испытывал больше трудностей.

Производительность отличается в зависимости от игры и используемой видеокарты. Например, *Borderlands 3* стабильно работала лучше на Windows, чем на SteamOS, на всех протестированных нами видеокартах – иногда на 20-30 процентов, хотя разница варьировалась. Хотя игра, выпущенная в 2019 году, по-прежнему хорошо работает на SteamOS, она продемонстрировала наибольшее преимущество в производительности при игре на Windows.

Когда трассировка лучей включена как в *Forza Horizon 5*, так и в *Cyberpunk 2077*, Windows неизменно показывает лучшие результаты, чем другие операционные системы на графических процессорах с 16 ГБ выделенной памяти, обычно примерно на 15–20 процентов.

Во многих наших тестах Valve доказала, что некоторые игры работали практически идентично как на Windows, так и на SteamOS. Например, *Cyberpunk* (без трассировки лучей), *Returnal* (когда ей не требовалось более 8 ГБ оперативной памяти) и *Assassin’s Creed Valhalla* часто показывали практически отсутствие разницы в производительности между двумя операционными системами – или разница была настолько мала (менее нескольких процентных пунктов), что ее можно было легко считать нормальной вариацией при тестировании.

Давайте рассмотрим производительность встроенных графических процессоров Radeon 780M и RX 8060S. Эти графические процессоры довольно разные; 8060S имеет более чем в три раза большую вычислительную мощность, чем 780M. Он также использует более быструю встроенную память LPDDR5X-8000, в то время как 780M полагается на более медленные отдельные модули DDR5-5600.

За исключением *Borderlands*, SteamOS обычно показывала себя лучше, чем Windows на этих видеокартах. В *Forza* и *Cyberpunk* с включенным трассировкой лучей, SteamOS незначительно опередила Windows на 780M и значительно сократила разницу в производительности на 8060S. В играх, где обе операционные системы демонстрировали схожую производительность на дискретных видеокартах, SteamOS стабильно достигала немного более высоких средних частот кадров.

Valve улучшает обработку памяти в SteamOS, особенно для улучшения производительности видеокарт с 8 ГБ видеопамяти – это особенно важно для Steam Machine, которая будет оснащена 8 ГБ видеопамяти. Они надеются, что эти улучшения, наряду с потенциальными корректировками драйверов, Proton и настроек питания, также повысят производительность других видеокарт, используемых с SteamOS.

В разработке

Наши тесты с выделенными графическими процессорами, работающими под управлением SteamOS, показывают, что производительность не совсем такая высокая по сравнению с Windows, как на портативных устройствах со встроенной графикой. Однако, всё равно удивительно, что мы можем запускать Windows игры на Linux с таким небольшим снижением производительности – это почти кажется техническим чудом! Мы также столкнулись с некоторыми специфическими проблемами с графическими процессорами на 8 ГБ.

Первые результаты, полученные на базе реальной SteamOS, показывают, что заявления о её стабильном превосходстве над Windows на одном и том же оборудовании, вероятно, слишком оптимистичны, или, по крайней мере, требуют большей нюансировки. Недавнее тестирование другими источниками, такими как Gamers Nexus с их тестами Bazzite, подтверждает это. Bazzite использует схожую технологию с SteamOS и также фокусируется на улучшении поддержки графических карт Intel и Nvidia, но всё ещё испытывает трудности с надёжным запуском Windows игр без проблем совместимости. Это указывает на то, что мы ещё не достигли точки, где игра в Windows игры на SteamOS является бесшовной.

SteamOS всё ещё находится в разработке и не полностью оптимизирован для устройств, отличных от Steam Deck и Lenovo Legion Go S. Наши тесты помогают нам отслеживать его прогресс, поскольку Valve улучшает обработку памяти и готовится к официальному выпуску Steam Machine в следующем году. Мы ожидаем заметных улучшений в ближайшие месяцы, которые помогут нам определить, стоит ли Steam Machine рассматривать для вашей домашней развлекательной системы.

Смотрите также

2025-12-05 21:57