Лидер Asahi Linux уходит из дистрибутива для Mac после бурных дебатов по ядру

Работа на новейшем оборудовании Apple при разработке ядра Linux для бесплатного распространения всегда была сложной задачей. Однако Гектор Мартин, руководитель проекта Asahi Linux, в последнее время столкнулся с особенно трудными временами. Эти трудности возникают после многих лет переутомления, неоправданных ожиданий пользователей и внутренних политических споров в сообществе разработчиков ядра Linux по поводу кода Rust.

На своем веб-сайте Мартин объявил о своем уходе с поста руководителя проекта Asahi Linux, рассказав о своем прошлом опыте в проектах по взлому аппаратного обеспечения, таких как Wii homebrew scene с Team Twiizers/fail0verflow, где пользователи настойчиво стремились играть в несанкционированные игры. Однако он изменил направление, и когда Apple представила свой собственный процессор silicon серии M1, Мартин заявил, что его создание для работы под управлением Linux было его долгожданным проектом мечты. В отличие от предыдущих версий, не было необходимости в джейлбрейке, и, хотя платформа была сложной, она предлагала относительно открытую среду.

1. Быстрый прогресс и немедленный вклад. В первые два года платформа, созданная самостоятельно, без какой-либо помощи поставщиков или рекомендаций, быстро развивалась. Процесс добавления кода в ядро Linux, охватывающий практически все подсистемы Linux, оказался чрезвычайно сложным (Мартин подчеркнул это разочарование).

2. Материализовались быстрая поддержка и пожертвования. В течение первых двух лет платформа, созданная с нуля без помощи какого-либо поставщика или документации, значительно выросла. Отправка кода в ядро Linux, охватывающего практически все подсистемы, оказалась невероятно сложной задачей (Мартин подчеркнул это разочарование).

3. Поддержка и финансовые средства поступили незамедлительно. Первые два года были отмечены быстрым развитием платформы, которая была создана самостоятельно, без какой-либо поддержки со стороны поставщика или документации. Как отметил Мартин, внесение кода в ядро Linux в различных подсистемах было чрезвычайно сложным процессом (он подчеркнул свое разочарование).

4. Помощь и вклады в ядро начались немедленно. В течение первых двух лет платформа, созданная с нуля без помощи или руководства со стороны поставщика, быстро развивалась. По словам Мартина, процесс внесения кода в ядро Linux, охватывающий практически все подсистемы, был невероятно сложным (он подчеркнул свое разочарование).

5. Вскоре начали поступать поддержка и пожертвования. В течение первых двух лет платформа, созданная самостоятельно, без помощи какого-либо поставщика или документации, значительно выросла. Процесс отправки кода в ядро Linux из различных подсистем был крайне неприятным опытом, как подчеркнул Мартин (он подчеркнул свое разочарование).

6. Поддержка и пожертвования мгновенно хлынули потоком. В течение двух лет платформа, созданная с нуля без помощи какого-либо поставщика или рекомендаций, быстро развивалась. Процесс добавления кода в ядро Linux практически для каждой подсистемы был невероятно сложным, как отметил Мартин (он подчеркнул свое разочарование).

7. Поддержка и пожертвования начали поступать сразу же. В течение первых двух лет платформа, созданная самостоятельно, без поддержки какого-либо поставщика или документации, быстро развивалась. Как отметил Мартин (он подчеркнул свое разочарование), опыт отправки кода в ядро Linux из различных подсистем был невероятно неприятным.

8. Сразу же начали поступать поддержка и пожертвования. В течение двух лет платформа, созданная с нуля без помощи поставщика или документации, значительно выросла. Процесс добавления кода в ядро Linux практически для каждой подсистемы был невероятно сложным, как отметил Мартин (он подчеркнул свое разочарование).

9. Поддержка и пожертвования посыпались сразу же. В течение первых двух лет платформа, созданная самостоятельно, без помощи какого-либо поставщика или рекомендаций, быстро развивалась. Процесс добавления кода в ядро Linux из различных подсистем был невероятно неприятным процессом, как отметил Мартин (он подчеркнул свое разочарование).

10. Поддержка и вклады поступили быстро. В течение первых двух лет платформа, созданная самостоятельно, без поддержки какого-либо поставщика или документации, значительно выросла. Процесс добавления кода в ядро Linux практически для каждой подсистемы был невероятно сложным процессом, как объяснил Мартин (он подчеркнул свое разочарование).

Позже пользователи интересовались, когда они смогут ожидать появления Thunderbolt, мониторов USB-C, совместимости с M3 / M4, мониторинга температуры процессора. По мере того, как достигалось все больше результатов, пожертвования и обещания начали уменьшаться, а спрос рос. Мартин писал: «Казалось, что чем большего мы добивались, тем меньше поддержки получали.

Мартин объясняет задержки в работе вплоть до 2024 года своими личными проблемами, а также преследованиями. Однако, несмотря на эти неудачи, ему удалось выпустить драйверы Vulkan и стек для эмуляции за этот период. В то же время возникли проблемы с интеграцией кода Rust в ядро Linux. Мартин утверждает, что Rust сыграл важную роль в успехе их графического драйвера, что он объясняет, ссылаясь на драйвер Nova для графических процессоров Nvidia. Он также отмечает, что новые языки программирования больше подходят для разработки драйверов для продвинутого оборудования с повышенной сложностью и уникальными задачами, что неудивительно.

Ржавчина, возможно, и не дремлет, но движется медленно

1) Rust — это язык, который обеспечивает гораздо большую безопасность памяти по сравнению с C, который уже давно используется при разработке ядра Linux. Убедить более 1700 разработчиков, включая руководителей групп, использовать Rust-код после многих лет работы с C — непростая задача. В 2021 году Линус Торвальдс, лидер Linux, занял осторожную позицию «поживем — увидим» в отношении Rust. Однако к лету 2024 года он выразил надежду, что обновления Rust будут происходить быстрее, признав, что знакомство разработчиков с C может стать препятствием. В 2024 году инженер Microsoft Уэдсон Алмейда Фильо (Wedson Almeida Filho) ушел из проекта Rust для Linux, заявив, что его решение было продиктовано нетехническими проблемами.

Конфликт между энтузиазмом разработчиков Linux, работающих над Rust, и строгими правилами, регулирующими работу ядра, вновь возник прошлой зимой, в начале января, в теме обсуждения в списке рассылки kernel, посвященной, казалось бы, спорному патчу под названием «Введение абстракции когерентного распределителя dma».

Я не хочу заниматься вашим модным на данный момент языком. Поддержка многоязычных проектов — это хлопоты, с которыми я не горю желанием иметь дело.» Последующий пост Хеллвига еще больше подчеркнул его позицию, и его характеристика поддержки межъязыковой кодовой базы как «раковой», возможно, не была предназначена для того, чтобы быть менее критичной по отношению к Rust конкретно.

Мартин выразил свое недовольство по поводу Mastodon, что вызвало дискуссию в kernel list о таких формах поведения, как показуха, драматизация стримов и бригадирование. В ответ на обвинения в групповом подходе Мартин спросил, есть ли другой подход, потому что у него заканчивались идеи, а посрамление в социальных сетях казалось неэффективным. (В данном случае Ars Technica кратко описывает ситуацию).

Торвальдс предлагает: «Возможно, вы могли бы подумать о том, что проблема может быть на вашей стороне. Вы, кажется, верите, что у вас есть ответы на все вопросы, но существующая система функционирует. Она не безупречна, и недостатки неизбежны. Идеального решения не существует.

Линус Торвальдс, известный тем, что во время дискуссий о разработке ядра иногда отклоняется от темы, утверждает, что социальные сети не являются средством решения подобных проблем. Точно так же, как социальные сети не решили политических проблем, они не устранят и трудностей в разработке ядра.

Двигаться дальше

Мартин решил уйти из списка сопровождающих (что было подтверждено Торвальдсом), и его место заняли Свен Петер и Янне Грунау. В своем заявлении об уходе из Asahi Linux Мартин выразил обеспокоенность по поводу того, что ситуация с Rust может развиваться естественным образом в течение длительного периода времени. Он объяснил, что такой подход потенциально может нанести ущерб как Asahi, так и прогрессу разработки Rust из-за таких факторов, как моральный дух разработчиков, потенциальная незаинтересованность, о которой свидетельствует хардфорк, и интенсивная работа по техническому обслуживанию, необходимая для каждой новой версии ядра.

Мартин написал в электронном письме в Ars, что он представляет себя работающим с Asahi в будущем, хотя и не в качестве руководителя. Более того, он предположил, что вместо того, чтобы перевозить свой Mac Pro на другой континент, для него было бы практичнее использовать его дома, поскольку он считает, что кому-то другому было бы невыгодно выяснять, как заставить PCIe функционировать там.

Мы попытались связаться с Хеллвигом и Торвальдсом, чтобы узнать их мнение, и мы обязательно обновим эту статью, как только получим ответ от любой из сторон.

Смотрите также

2025-02-14 22:55