Спустя 30 лет я все еще уничтожаю планеты в Master of Orion II — и вы тоже можете.

Я большой поклонник 4X-стратегий. Я играл в другие типы стратегических игр, но ничто действительно не привлекает моего внимания, если в них нет основных элементов 4X: исследования новых территорий, строительства империи, сбора ресурсов и, в конечном итоге, завоевания противников.

🧐

Купил акции по совету друга? А друг уже продал. Здесь мы учимся думать своей головой и читать отчётность, а не слушать советы.

Прочитать отчет 10-K

Вероятно, для большинства людей первым опытом в жанре 4X стратегий стала игра Civilization, хотя небольшое количество игроков изучало более ранние, текстовые версии 1970-х годов.

Мое настоящее увлечение стратегическими играми началось с *Master of Orion II* (*MOO2*). Это игра, в которой вы расширяете и улучшаете планеты на галактической карте, открываете передовые технологии и в конечном итоге побеждаете своих соперников, чтобы править вселенной. Хотя есть разные способы победить, завоевание всех, безусловно, самое приятное!

Действительно приятно принимать множество небольших решений в Master of Orion и наблюдать, как они постепенно преображают галактику в вашу пользу, что в конечном итоге приводит к финальной сцене, подтверждающей вашу победу.

Мне действительно нравятся игры, где твой выбор имеет долгосрочные последствия, накапливаясь в течение многих часов и приводя к значительной награде. Я гораздо больше предпочитаю это играм с быстрыми, самодостаточными испытаниями. Чем более вовлеченная и продолжительная игра, тем более удовлетворительным оказывается результат. Именно поэтому я люблю игры жанра 4X, и *MOO2* является прекрасным примером.

Ностальгический, но с недостатками

Тем не менее, игра не безупречна. Ей повезло, что она могла учиться на опыте более чем десятилетней истории подобных проектов, и её создатели сосредоточились на том, чтобы сделать её честной и приятной.

В игре иногда встречаются странные дизайнерские решения. Например, есть талант под названием ‘Креативный’, который позволяет значительно быстрее изучать технологии. Сложно понять, почему кто-либо не выбрал бы этот талант, так как он значительно улучшает вашу империю, если только они намеренно не хотят усложнить себе задачу.

Играть в одиночку с этим нормально – такие особенности просто меняют ощущения от игры и добавляют возможности для повторного прохождения. Однако в многопользовательском режиме я не слежу за соревновательной сценой, но подозреваю, что игроки почти всегда будут вкладывать эти шесть очков в навык Творчество, тем самым ограничивая другие варианты.

Как исследователь, изучающий 4X космические игры, я обнаружил, что *Master of Orion II* занимает действительно интересное место в истории жанра. Она вышла в то время, когда игры становились невероятно сложными, но *до того*, как разработчики действительно поняли, как упростить позднюю стадию игры, когда вы управляете десятками колоний. Из-за этого времени, к сожалению, очень легко перегрузиться микроменеджментом и потерять из виду общую картину по мере роста вашей империи.

Я был искренне удивлен тем, насколько хорошо эта игра сохранилась спустя три десятилетия. Часто, пересматривая старые игры – как, например, *The Elder Scrolls II: Daggerfall*, о которой я говорил ранее – я понимаю, что многие современные игроки не получили бы от них удовольствия. Но с этой игрой, я думаю, что кто-то, кто раньше с ней не сталкивался – или даже с жанром в целом – мог бы легко начать играть и получать удовольствие уже сегодня.

Игра по-прежнему выглядит и ощущается хорошо, а её музыка и общая атмосфера просто великолепны. Даже несмотря на то, что с тех пор вышло много похожих игр, ни одна из них не смогла повторить простое, приятное ощущение полного контроля над галактикой, которое предлагала *Master of Orion 2*.

Безнаказанные завоевания

В предыдущей статье этой серии мой коллега Кайл Орланд объяснил, что играть в SimCity 2000 ощущается иначе, потому что он стал больше заботиться о благополучии своих виртуальных жителей — он обнаружил, что начинает беспокоиться об их жизни так, как раньше не беспокоился.

Я это уважаю. Но…

Признаюсь, когда я пересмотрел *MOO2* на этой неделе, я ни секунды не колебался. Я был даже рад использовать свой Звездный Преобразователь — это, по сути, Звезда Смерти под прикрытием — чтобы уничтожать планеты и уничтожать миллиарды жителей. Это большая часть того, что я помню и любил в *MOO2* тогда, и, честно говоря, это до сих пор очень хорошо работает для меня!

Вы *можете* пропустить короткую сцену взрыва планеты, когда уничтожаете её с помощью своей мощной технологии, но наблюдать за этим действительно приятно. В моей игре я уничтожил около двадцати планет, принадлежащих моему врагу, используя корабли, разработанные для этой цели, и каждый раз смотрел анимацию – это была награда, к которой я стремился!

На мой взгляд, главная привлекательность этой игры заключается в фантазии о полном и неограниченном контроле. Если идея безжалостного господства вам не по душе, вероятно, это не та игра, которая вам понравится. Лично я не люблю такое в реальной жизни, но в этой игре я могу принимать важные решения – даже уничтожать планеты – и это приносит мне большое удовлетворение.

Играю в MOO2 в 2025 году

Многие популярные игры 90-х, такие как *Daggerfall* и *Descent*, получили значительные обновления, созданные сообществом, чтобы они лучше работали на современных компьютерах. Однако *MOO2* не нуждалась в такой масштабной переработке, и это совершенно нормально. Она по-прежнему плавно работает через DOSBox практически на любом устройстве, а её оригинальный дизайн удивительно хорошо сохранился с течением времени.

Со временем было выпущено множество обновлений – как официальных, так и созданных фанатами – и все они входят в версию GOG. Как и во многие другие популярные старые игры, вы, вероятно, сможете найти других игроков, с которыми можно поиграть по сети, через сообщества на Reddit или Discord.

Учитывая, что такие игры, как *Stellaris*, предлагают огромный размах возможностей сегодня, вы можете задаться вопросом, стоит ли возвращаться к *MOO2*. Но *MOO2* предлагает действительно сфокусированный и приятный взгляд на идею создания галактической империи, и определенно стоит поиграть, если вам нравятся такие игры.

Смотрите также

2025-09-28 15:26