Тестирование показывает, почему 8 ГБ графической памяти Steam Machine могут стать проблемой.

Valve признает, что ее новая Steam Machine не предназначена для того, чтобы быть топовой игровой машиной с точки зрения графики. Она должна плавно запускать большинство игр в разрешении 1080p или 1440p и иногда может справляться с 4K с помощью технологии масштабирования FSR – производительность, аналогичная той, которую вы получите от типичной современной видеокарты среднего уровня.

🧐

Купил акции по совету друга? А друг уже продал. Здесь мы учимся думать своей головой и читать отчётность, а не слушать советы.

Прочитать отчет 10-K

Одна из спецификаций Steam Machine вызвала некоторую обеспокоенность: она включает только 8 ГБ выделенной видеопамяти. Этот объем начинает ограничивать производительность видеокарт среднего уровня, таких как AMD Radeon RX 7060 и 9060, и Nvidia’s GeForce RTX 4060 и 5060.

В ходе нашего тестирования мы заметили, что некоторые игры ограничены объемом доступной оперативной памяти, особенно при игре в разрешении 1440p в Windows. Однако, более глубокое тестирование с бета-версией SteamOS показало, что графические процессоры (GPU) с всего 8 ГБ оперативной памяти показывают еще худшие результаты в SteamOS, чем в Windows 11, даже при запуске одних и тех же игр с одними и теми же настройками.

Valve добивается прогресса и надеется, что наличие надежной системы, такой как Steam Machine, приведет к улучшениям для другого сопоставимого оборудования. Однако впереди еще много работы.

Числа

Windows против тестовой площадки SteamOS
CPU AMD Ryzen 7 7700X (предоставлен AMD)
Материнская плата ASRock B650 Pro RS (предоставлена AMD)
RAM 32 ГБ (2×16 ГБ) G.Skill Trident Z5 Neo RGB серии (предоставлено AMD), работающие на частоте DDR5-6000
SSD 1ТБ Western Digital SN850
Блок питания EVGA Supernova 850 P6 (предоставлено EVGA)
Кулер для процессора 280mm Corsair iCue H115i Elite Cappelix AIO
Дело Lian Li O11 Air Mini
ОС Windows 11 25H2 с включенной Core Isolation и отключенной Memory Integrity
SteamOS 3.9 (Основной канал, сборка 20251124.1000)
Драйверы Windows: AMD Adrenalin 25.11.1
SteamOS:
Video Driver 4.6, Mesa 25.2.0

Мы провели тестирование нескольких видеокарт Radeon как на SteamOS, так и на Windows, и вскоре опубликуем более подробный отчёт, включающий более широкое сравнение двух операционных систем. Однако, для этой статьи мы сосредоточимся на двух видеокартах, которые лучше всего иллюстрируют проблемы, которые мы обнаружили: 8GB Radeon RX 7600 и 16GB Radeon RX 7600 XT.

Эти видеокарты очень близки к аппаратному обеспечению, которое Valve планирует использовать в Steam Machine. Они оснащены 32 вычислительными блоками, по сравнению с 28 в Steam Machine, но используют ту же базовую технологию RDNA3. Важно отметить, что карты довольно похожи друг на друга – они используют тот же основной процессор, при этом 7600 XT имеет немного более высокую тактовую частоту и больший объем памяти, чем стандартная 7600.

Теперь гораздо проще выявить проблемы с производительностью, вызванные ограниченным объемом оперативной памяти. Если 7600 XT заметно быстрее, чем стандартная 7600 – более чем на 5 или 10 процентов – вероятно, это означает, что игра ограничена своими 8 ГБ памяти.

При игре в такие игры, как *Borderlands 3* и *Cyberpunk 2077* (без трассировки лучей), производительность примерно одинакова на обеих видеокартах. Однако разница в производительности становится более заметной в *Cyberpunk 2077* при разрешении 1440p, когда включена трассировка лучей. Эта проблема распространяется и на другие игры с трассировкой лучей, такие как *Returnal* и *Forza Horizon 5*, даже при разрешении 1080p. Интересно, что даже в более старую игру, как *Assassin’s Creed Valhalla*, наблюдается большая разница в производительности между двумя видеокартами при запуске на SteamOS по сравнению с Windows 11.

При сравнении производительности игра за игрой, SteamOS обычно отстает от Windows 11, даже когда обе используют одну и ту же видеокарту. Мы постоянно наблюдали это на различных видеокартах, которые мы тестировали. Это противоположно тому, что мы – и другие – обнаружили при тестировании SteamOS и Windows на портативных устройствах. Учитывая эти проблемы с производительностью, а также проблемы, которые SteamOS испытывает с видеокартами, имеющими 8 ГБ VRAM, очевидно, что Valve необходимо улучшить программное обеспечение перед выпуском Steam Machine.

Valve работает над этим.

Мы взяли интервью у Пьера-Лупа Гриффе, разработчика из Valve, который является ключевой фигурой в разработке SteamOS и Proton, чтобы обсудить наши исследования и их последствия для Steam Machine.

Мы активно работали над улучшением использования видеопамяти (VRAM) в игре, и мы по-прежнему добиваемся прогресса в этой области, поэтому я не удивлен тем, что вы описываете», — сказал Грифай. «Мы выявили некоторые проблемы, когда игра неэффективно управляла VRAM. Когда игре не хватает VRAM, она начинает использовать более медленную системную память, что приводит к значительному падению производительности, потому что игре приходится передавать данные туда и обратно по соединению PCIe.

Это описание соответствует тому, что мы наблюдали в играх, таких как *Cyberpunk* и *Returnal* с определенными настройками. Это была не просто небольшая потеря производительности, как в *Forza* или *Assassin’s Creed*—это была значительная проблема, которая делала игры играбельными на Windows неиграбельными на SteamOS, даже с теми же настройками.

Griffais не поделился подробностями о том, как компания планирует исправить эти проблемы, или когда эти исправления станут доступны. Однако компания знает об этой разнице в производительности и активно пытается ее улучшить.

По словам Пьера-Лупа Гриффе из Valve, обновление способа обработки видеопамяти SteamOS близится к завершению. Это улучшение, которое в настоящее время тестируется в отдельной версии SteamOS, как ожидается, повысит производительность.

SteamOS не испытывала значительных проблем с управлением памятью, особенно на устройствах, таких как Steam Deck и Legion Go S, которые Valve официально поддерживает. Это во многом связано с тем, что производительность этих устройств обычно ограничена их более медленными встроенными графическими процессорами *перед* тем, как у них закончится видеопамять. Ключевым преимуществом этих встроенных графических процессоров является то, что они напрямую заимствуют оперативную память из основной памяти вашего компьютера, получая доступ к большому ее объему — по сути, столько, сколько доступно системе. Framework подчеркивает это преимущество со своим Framework Desktop, где графические карты Radeon RX 8050S и 8060S (по производительности сопоставимые с RX 7600) могут использовать от 24 ГБ до 96 ГБ оперативной памяти компьютера.

Проще говоря, Steam Machine – это первый официальный выпуск оборудования от Valve, где количество видеопамяти является реальной проблемой. Хотя 8 ГБ VRAM Steam Machine могут всё ещё сдерживать некоторые игры, Valve надеется, что обновления SteamOS и Proton позволят видеокартам с 8 ГБ VRAM работать так же хорошо на SteamOS, как и на Windows.

Смотрите также

2025-12-02 23:56