Тупик Джефа Раскина и поиски гуманного компьютера

Погружаясь в летопись истории вычислительной техники, я часто оказываюсь на тропах, уводящих с основной дороги, ответвляющихся от устоявшихся практик и ведущих в неизведанные территории. Эти боковые пути, словно тупик, спрятанный от главной улицы, заполнены конструкциями «того, что могло бы быть», оторванными от основного потока и часто приводящими в тупик.

🧐

Купил акции по совету друга? А друг уже продал. Здесь мы учимся думать своей головой и читать отчётность, а не слушать советы.

Прочитать отчет 10-K

Многие из этих новаторских идей, хотя и интригующие, в конечном итоге остались нереализованными, навсегда погребенными в анналах истории по веской причине. Это особенно верно, когда речь идет о пользовательских интерфейсах и взаимодействии человека с компьютером, где бесчисленное количество смелых концепций были справедливо похоронены.

Вместо того, чтобы считать, что все заслуживают лучшего, можно с уверенностью сказать, что почти каждый начинающий дизайнер интерфейсов чувствовал себя стесненным и раздраженным тем, как люди взаимодействуют с компьютерами. Однако, один человек особенно осознал, что акцент на самом дизайне упускает из виду общую картину. Вместо того, чтобы увязнуть в визуальных метафорах или сложных иконографиях, отражающих сложность представляемых систем, взаимодействие с компьютерами должно в первую очередь ставить во главу угла функциональность. Такой подход учитывает как потребности пользователей, так и их когнитивные ограничения. Уже недостаточно, чтобы интерфейс был удобен для использования человеком – он также должен проявлять человечность.

Как могла бы выглядеть пользовательский интерфейс, разработанный в соответствии с этими принципами? На самом деле, у нас есть некоторое представление об этом.

Этот человек был Джеф Раскин, и это его тупик.

Ядро Macintosh

В некоторых случаях упускается из виду, что Раскин был создателем проекта Macintosh, который он начал в 1979 году. Обладая степенью магистра компьютерных наук Университета штата Пенсильвания и шестилетним опытом работы ассистентом профессора визуальных искусств в UCSD, Раскин также руководил собственной консалтинговой фирмой. Стив Джобс, один из основателей Apple, затем нанял компанию Раскина для создания руководства пользователя для системы программирования BASIC Apple II. Впоследствии Раскин присоединился к Apple в качестве главы издательского отдела в 1978 году.

Опыт Раскина в области документации и тестирования, в сочетании с его техническим мастерством, позволил ему оказать значительное влияние на начинающуюся компанию. Однако, 40-колонный компьютер Apple II, работавший только с заглавными буквами, не соответствовал стилю письма Раскина. В ответ компания Apple создала текстовый редактор и 80-колонновую видеокарту. Используя свои связи в UCSD, Раскин сумел адаптировать UCSD Pascal и виртуальную машину p-System для Apple II, когда Стив Возняк представил дисководы для Apple II. Эта адаптация привела к созданию Apple Pascal, который использовался для разработки множества влиятельных программных продуктов, таких как обучающий курс Apple Presents Apple.

Несмотря на свои взгляды, Раскин заявил в своем эссе 1979 года «Компьютеры миллионами», что маловероятно, чтобы сложный компьютер (учитывая технологические стандарты того времени) был массово произведен или оказался достаточно полезным, чтобы оказать влияние. Он выразил скептицизм по отношению к системам, таким как Apple II и разрабатываемый в то время Apple III, которые были основаны на слотах расширения и платах для расширенных функций. По его мнению, упускалась из виду сложная задача написания программного обеспечения для поддержки этих дополнительных ‘плат’. Даже более совершенные операционные системы требовали глубокого понимания этих надстроек, что могло привести к программной дилемме.

Вместо этого он придерживался мнения, что ‘персональные компьютеры будут автономными, всеобъемлющими и в значительной степени неспособными к расширению’. Такой подход, как мы увидим, позволяет создавать комплексное программное обеспечение и значительно снижает аппаратные затраты и сложность производства. По его мнению, бюджетный, простой дизайн был единственным жизнеспособным вариантом для массового производства в значительных количествах, обеспечивая функциональность в будущем мире.

Как любитель технологий, обращаясь к страницам истории вычислительной техники, позвольте мне поделиться увлекательной историей о зарождении Macintosh — новаторского устройства, воплотившего в себе ряд революционных идей. Председатель Apple Майк Марккула имел в голове эту захватывающую концепцию $500 игрового автомата, который он назвал ‘Энни’, в честь героини комиксов Playboy, задуманной как доступная альтернатива Apple II, которая стоила примерно вдвое дороже в то время, а также продвинутым Apple III и Lisa, оба находились в разработке.

Однако Раскин, не стремясь к разработке игровой консоли, вместо этого предложил Марккуле более привлекательный компьютер за $500. Он потратил несколько месяцев на тщательное написание спецификаций и проектной документации для этой новой системы, которая в конечном итоге получила одобрение. Удивительно, не правда ли? Скромное начало революции!

В книге «Книга о Macintosh» Раскин заявил: «Моя цель — сделать компьютеры удобными для пользователя и полезными в повседневной жизни, и я надеюсь, что они будут широко доступны и использоваться многими людьми». Чтобы устранить то, что он считал сексистскими женскими кодовыми именами, Раскин переименовал «Энни» в «Macintosh», в честь своего любимого сорта яблок. Однако, несмотря на его усилия, компании Apple в конечном итоге пришлось выкупить товарный знак у производителя звукового оборудования, которому он принадлежал изначально.

Компактная команда Раскина разработала аппаратное обеспечение в отреставрированных оригинальных офисах Apple в Купертино, вдали от основного кампуса. Для начала он набросал предварительную идею моноблока, основанную на Apple II (по слухам, серийный номер 2) с импровизированным монитором. Этот дизайн позже превратился в прототип, в основном разработанный Берреллом Смитом, который выбрал 8-битный Motorola 6809 в качестве улучшения по сравнению с процессором MOS 6502 Apple II, сохраняя при этом доступную стоимость.

По схожей причине экономии затрат, первоначальный дизайн включал монохромный экран с разрешением 256×256, работающий на распространенном CRTC-чипе 6845 от Motorola, а также 64 КБ оперативной памяти. Изначально рассматривались идеи аккумулятора и встроенного принтера, но в конечном итоге от них отказались. Интерфейс был ориентирован в основном на текстовый ввод с клавиатуры, отказываясь от графических элементов, таких как мышь или пиктографический дисплей.

Раскин хорошо разбирался в новых графических пользовательских интерфейсах, включая те, что были разработаны в Xerox PARC, и он даже участвовал в начальных этапах проектирования Lisa. Однако Раскин придерживался мнения, что мыши менее эффективны, чем трекболы и графические планшеты, особенно для графических задач. Вместо этого функциональные клавиши позволили бы пользователям выбирать предустановленные приложения, а машина могла бы плавно переключаться между базовым вводом текста или числовыми вычислениями в ‘языке, основанном на калькуляторе’, в зависимости от того, что вводил пользователь, без необходимости явного переключения.

На протяжении всего проекта руководство Apple неоднократно выражало сомнения относительно его продвижения и даже несколько раз рассматривало возможность его остановки. Однако ситуация изменилась в конце 1980 года, когда Джобс был отстранен от проекта Lisa президентом Майком Скоттом. Впоследствии Джобс решил взять под полный контроль Macintosh, который до этого момента рассматривался скорее как спекулятивное предприятие.

Сначала Раскин подумал, что изменение будет полезным, потому что Джобс упомянул, что сосредоточен исключительно на разработке аппаратного обеспечения. Его участие и энтузиазм вскоре обеспечили команде большее рабочее пространство и ресурсы. Позже, новый сотрудник по имени Бад Триббл предложил, что они могут использовать мощные графические возможности Lisa, перейдя на ее процессор Motorola 68000, и к февралю 1981 года Смит сумел перепроектировать прототип, чтобы вместить более мощный процессор, сохраняя при этом 8-битную шину данных экономичной.

Обновлённая модель увеличила разрешение графики до 384×256, предоставила дополнительную оперативную память и работала на скорости 8 МГц. Это привело к значительному увеличению производительности по сравнению с 5 МГц Lisa, при этом она оставалась экономичной. Несмотря на то, что прототип разделял большую часть кодовой базы Lisa, его интерфейс явно указывал на необходимость устройства указания, такого как мышь. Изначально Стив Джобс сопротивлялся использованию мыши из-за усилий Раскина избежать этого, но в конечном итоге согласился — хотя Раскин утверждал, что ему принадлежит заслуга реализации дизайна однокнопочной мыши. Однако другие сотрудники Apple, такие как Ларри Теслер, оспаривали его влияние на это решение.

Новая версия предлагала улучшенную графику (384×256), увеличенный объём оперативной памяти и работала на частоте 8 МГц, что делало её быстрее, чем 5 МГц Lisa, сохраняя при этом доступность. Однако интерфейс намекал на необходимость устройства указания, и было принято решение использовать мышь, несмотря на то, что Раскин стремился избежать этого. Позже Раскин заявил, что убедил Джобса включить в мышь только одну кнопку, которую он считал более удобной для начинающих; однако это утверждение было оспорено другими сотрудниками Apple, такими как Ларри Теслер.

Первоначально, по мере того как Джобс брал под контроль всё большую часть проекта, Раскин и он всё чаще сталкивались с разногласиями, что привело к окончательному уходу Раскина из Apple в марте 1982 года. Влияние Раскина на окончательный дизайн компьютера остаётся предметом обсуждения, но ясно, что Macintosh 128K 1984 года значительно отличался от того, что Раскин изначально задумывал. В 1987 году Apple признала влияние Раскина, подарив ему один из шести ‘миллионных’ компьютеров Macintosh, который он позже продал вместе с оригинальной концепцией Apple II в 1999 году.

Быстро наклоняющийся проект

После ухода из Apple, Раскин основал Information Appliance, Inc., со штаб-квартирой в Пало-Альто, чтобы самостоятельно развивать и совершенствовать свою уникальную идею. К тому времени почти наверняка предсказывалось, что микрокомпьютеры в конечном итоге достигнут рук каждого; действительно, пионеры ранних домашних компьютеров, такие как Commodore, под руководством Джека Трамиэля, уже распространяли миллионы доступных компьютеров.

С развитием технологий в ускоренном темпе, Раскин хотел больше сосредоточиться на пользовательском интерфейсе и внутренней функциональности своей концепции, возрождая идеи, которые, по его мнению, были затенены в эволюции Macintosh. Он дал ей новое имя: Swyft.

Что касается промышленного дизайна, Swyft сильно напоминал более раннюю модель Раскина, поскольку оба были устройствами «все в одном». Swyft оснащался встроенным 9-дюймовым монохромным ЭЛТ-дисплеем, аналогичным его предшественнику. Однако, в отличие от Macintosh, экран был расположен под углом и включал встроенную клавиатуру; кроме того, в основании наклонной клавиатуры имелась небольшая ручка, делающая его теоретически портативным.

Технология дисков развивалась, что привело к интеграции дисковода с дискетой 3,5 дюйма (похожего на Macintosh, но скрытого за дверцей). Однако ранние прототипы использовали 8-битный процессор MOS 6502, работающий на частоте 2 МГц. Со временем стало очевидно, что ограничения 64К адресного пространства 6502 и дополнительная логика банков памяти, которую он требовал, заставили перейти на Motorola 68008 в процессе разработки. Эта версия, хотя и была доступной версией 68000, имела 8-битную шину данных и максимальное адресное пространство в 1 МБ. Разработчик, Раскин, представлял Swyft как постоянно работающее устройство, всегда готовое и мгновенно доступное, поэтому оно имело режим энергосбережения и вообще не имело выключателя питания.

Как страстный поклонник, хотел бы отметить, что операционная система ROM от Swyft, в отличие от многих других, использующих языки Pascal или Assembly, была в основном создана на языке Forth нашим гениальным разработчиком Терри Холмсом. Чтобы минимизировать размер скомпилированного кода, он разработал «токенизированный» вариант, в котором более мелкие токены заменяли адреса выполнения внутри определений слов Forth. Этот компромисс включал дополнительный шаг поиска, быстро реализованный на языке assembly, но значительно уменьшал размер нашего двоичного файла. Этот пользовательский диалект получил название tForth, производное от слова «token» или от имени самого Терри. Операционная система не только управляла аппаратным обеспечением, но и удовлетворяла потребности экранного растрового дисплея, способного отображать текст истинного пропорционального размера.

Как исследователь, я обнаружил, что пользовательский интерфейс Swyft примечательно отличается, построен на метафоре ‘документа’, которая выделяет его среди большинства компьютерных интерфейсов того времени и даже сегодня. Вместо того, чтобы разделять функциональность по отдельным приложениям для доступа к файлам, Swyft предлагает более интегрированный подход.

Как выразился Алан Кей, который отстаивал эту дизайнерскую философию в 1986 году: ‘Мы выбрали сосредоточиться на компьютерах, а не на задачах, которые мы хотели выполнить, унаследовав значительную часть багажа, накопившегося вокруг предыдущих поколений компьютеров’. Он утверждал, что этот стиль и сложность операционных систем во многом были обусловлены необходимостью поддержки многочисленных прикладных программ. Проще говоря, уникальный пользовательский интерфейс Swyft стремился упростить взаимодействие, ставя функциональность, ориентированную на задачи, во главу угла, а не усложняя процесс из-за чрезмерного количества отдельных приложений.

В своей книге 2000 года под названием «Гуманный интерфейс» он подробно описал этот аспект: «Сначала вы работаете в генерирующем приложении. Первое действие — переход на рабочий стол. Важно понимать, какие значки представляют необходимые документы. Кроме того, кто-то должен был выполнить шаги по именованию этих документов ранее. И, наконец, вам следует знать, где они хранятся в соответствующих папках.»

Раскин представлял себе консолидированное рабочее пространство, где все хранилось в одном месте и было доступно через единый удобный интерфейс, напоминающий расширенный текстовый редактор для управления одним большим цифровым документом. Этот редактор был интеллектуальным и мог обрабатывать различные типы текста в зависимости от контекста, а пользователь мог разбивать огромный документ на несколько поддокументов, которые оставались взаимосвязанными. Удивительно, но это рабочее пространство даже поддерживало код программирования Forth, позволяя пользователям писать и выполнять его прямо там, расширяя систему по мере необходимости. Данные, поступающие из последовательного порта, автоматически вводились в тот же документ, с возможностью отправлять любой или весь текст через последовательный порт или принтер. Вместо традиционных функциональных клавиш, клавиша ‘USE FRONT’ служила альтернативной клавишей ‘Option’ или ‘Command’ для доступа к дополнительным функциям.

Всякий раз, когда пользователи сохраняли состояние своей системы на дискету, вся их рабочая область мгновенно замораживалась и сохранялась в полном объеме. Кроме того, эта дискета получала отличительный маркер, позволяющий определить, была ли она изменена. При повторном вставлении и возобновлении работы пользователь беспрепятственно продолжал с того места, на котором остановился, имея доступ ко всем своим предыдущим работам. Удобно, что поскольку все хранилось вместе и загружалось коллективно, не требовалась традиционная файловая система.

Проще говоря, у Swyft не было мыши и никаких стандартных способов перемещения курсора. Вместо этого для навигации по документу использовались клавиши LEAP. Нажатие одной клавиши позволяло переместиться на один символ вперед или назад. Однако, если удерживать клавишу и вводить последовательность символов, система искала бы эту конкретную последовательность в документе и выделяла ее. Эта функция могла даже переходить на целые страницы и поддокументы при необходимости.

Если вы знакомы с содержимым определенного раздела в документе, вы можете либо найти его напрямую, либо быстро перейти к следующему сегменту для дальнейшего сканирования. Кроме того, переходя из одного места в другое и одновременно нажимая обе клавиши перехода, вы также можете выделять текст. Процедуры отправки, удаления, изменения или копирования чего-либо в документе одинаковы во всех его частях. Как отметил Раскин, «Кажущаяся простота [других систем] достигается только после значительных усилий и возложения на пользователя ряда умственных обязанностей». Однако он утверждает, что концептуальная простота описанных здесь методов была бы более желательной. В большинстве случаев рабочая нагрузка также значительно снижается.

Том быстро сказал: «Купи что-нибудь со скидкой поскорее».

Несмотря на то, что было разработано около 60 прототипов Swyft, каждый с различными возможностями, инвесторы колебались вложить еще несколько миллионов долларов для коммерческого запуска продукта под брендом IAI. Чтобы повысить свои шансы на прибыльность, они искали лицензиата по дизайну, а не брали на себя расходы на производство и продажи самостоятельно. Они заключили соглашение с Canon, японским производителем, который пробовал свои силы в микрокомпьютерах, но годами испытывал трудности с проникновением на рынок. Интересно, что Canon поручил свой отдел электронных пишущих машинок заниматься этим проектом, и команда IAI сотрудничала с инженерами Canon для оптимизации оборудования для массового производства.

В этот период инвесторы из IAI оказывали давление на руководство, чтобы оно придумало способ преждевременно запустить часть технологии Swyft по более низкой цене. Эта идея превратилась в плату расширения для Apple IIe. Команде Раскина удалось модифицировать часть кода, разработанного для Swyft, чтобы он подходил для этого нового устройства, но поскольку IIe также является системой на базе 6502 с собственными ограничениями, касающимися 64К адресного пространства, ей также требовалось собственное аппаратное обеспечение для управления банковской памятью на борту. Установка карты позволяла IIe загружаться в упрощенную среду Swyft, используя свою встроенную EPROM на 16К. Однако пользователи имели возможность ненадолго отключить эту среду, чтобы запускать стандартное программное обеспечение Apple. В отличие от оригинального Swyft, Apple II SwyftCard не использовала растровое отображение и отображалась только в виде 80-колонкового непропорционального текста. SwyftCard поступила в продажу в 1985 году по цене 89,95 долларов США, что эквивалентно примерно 270 долларам в 2025 году.

Единственное рабочее пространство SwyftCard можно разделить на несколько «подстраниц», которые визуально отделены разрывами страниц, обозначенными знаками равенства. Теоретически она поддерживает до 200 страниц, но на практике вы обнаружите, что доступное рабочее пространство вмещает примерно от 15 до 20 плотно напечатанных страниц. В неё также встроен справочник, который поможет вам начать работу, знакомя с клавишами LEAP (две клавиши Apple) и тем, как использовать их для навигации: удерживайте одну из этих клавиш и вводите текст или знаки равенства, чтобы перейти к определенным подстраницам, или быстро нажимайте на них, чтобы медленно пролистывать документ.

Система Swyft и ее функция SwyftCard используют двухступенчатый курсор, который называют либо «широким», либо «узким». Изначально курсор появляется в узком виде, попеременно отображая сплошной блок и частично заполненный. По мере ввода текст курсор расширяется до широкой формы, где последний введенный символ в обратном (инвертированном) порядке является тем, что удаляется при нажатии клавиши DELETE, а мигающая часть появляется после инвертированного текста, указывая точку вставки. При навигации с помощью команд creep или leap курсор сжимается обратно в узкую форму. В узком состоянии клавиша DELETE удаляет символы справа как истинное удаление, а не как backspace. Если выделить текст, одновременно нажав обе клавиши leap, он выделяется инвертированным цветом и может быть скопирован и вставлен.

Проще говоря, программное обеспечение SwyftCard использует клавишу Control в качестве сочетания клавиш для различных функций. Одним из важных примеров является сохранение всей вашей работы за один раз без использования имен файлов (каждый диск сохранял целое рабочее пространство). Однако это программное обеспечение имело множество других полезных функций. Чтобы предотвратить случайную перезапись дисков, каждый отформатированный диск помечался уникальным идентификатором. Кроме того, программа поддерживала dial-up-связь, позволяя подключаться к удаленной системе и использовать ‘Control-Send’ для автоматической отправки или получения данных в ваше рабочее пространство.

Несмотря на то, что SwyftCards не имели высоких объемов продаж, их пользователи обожали их, в первую очередь ценя быстроту и адаптируемость, которые предлагала система. В статье для A+ в ноябре 1985 года Дэвид Торнбург (создатель графического планшета KoalaPad) заявил, что она ‘достигла чего-то, что я никогда не считал возможным. Она не только превосходит любую систему обработки текстов для Apple II, но и позволяет Apple IIe превзойти Macintosh… Уилл Роджерс был прав: для того, чтобы сделать что-то простое, нужен гений.

Swyft и SwyftCard были важны не только с точки зрения дизайна, но и отражали философию Раскина по устранению необходимости в приложениях. Он представлял, что задачи должны быть интегрированы в основной интерфейс системы, к которому можно было бы получить прямой доступ, а не запускать новый интерфейс для каждой задачи. Кроме того, в рамках одного и того же интерфейса не должно быть отдельных «режимов» или переключения между незначительными поведениями — вместо этого интерфейс должен следовать последовательным правилам, насколько это возможно.

В своей книге «Гуманный интерфейс» Раскин утверждал, что режимы могут приводить к ошибкам, путанице, ненужным ограничениям и сложности в пользовательских интерфейсах. Он привел пример, чтобы это объяснить, заявив, что нажатие ‘Return’ в один момент может вставить символ возврата в текст, а в другой — выполнить команду, введенную до нажатия ‘Return’.

По словам Раскина, даже такое простое устройство, как фонарик с кнопкой, считается модальным, поскольку его поведение может меняться в зависимости от текущего состояния. Если вы не уверены в текущем состоянии фонарика, вы не будете знать, что вызовет нажатие кнопки. Хотя приложение теоретически может быть не модальным, Раскин приводит пример из реальной жизни: Command-N обычно используется для открытия нового документа, но клиент AOL использует Command-M для нового электронного письма. Ситуация, приводящая к модальному поведению здесь, возникает, когда активно конкретное приложение. Проблемы возникают, когда пользователи автоматически используют команду Command-N, не учитывая, активно ли правильное приложение.

По сути, Раскин полагал, что гуманный интерфейс должен учитывать человеческие потребности и слабости, особенно нашу склонность к формированию привычек. Поскольку отказ от этих привычек может быть затруднителен, команды в интерфейсе должны быть последовательно организованы для облегчения их формирования, что позволит выполнять задачи легче, не задумываясь. Другими словами, интерфейсы должны быть разработаны для (1) использования способности человека формировать привычки для повышения эффективности и (2) обеспечения возможности пользователям устанавливать привычки, которые оптимизируют их рабочие процессы. Как только задача выполняется последовательно, по мнению Раскина, пользователь не только изучает ее, но и формирует вокруг нее привычку.

Единственная жизнь Каноничного Кота

Как исследователь, углубляющийся в эту интригующую тему, я обнаружил, что последующий компьютер Раскина, несмотря на то, что вобрал в себя множество концепций от своего предшественника Swyft, смог сделать это вопреки желанию руководства Canon, которое наложило многочисленные изменения в процессе разработки. Оригинальный Swyft, хотя и не SwyftCard, обладал истинным пропорциональным текстом и потенциалом для пользовательской графики. Однако в то время подразделение Canon, занимающееся электрическими печатными машинками, курировало проект, что привело к их настоянию на непропорциональном тексте фиксированной ширины и отсутствии графики, поскольку официальный принтер с печатающей головкой мог производить только этот формат, несмотря на то, что система имела растровый дисплей. (Позже была добавлена опция лазерного принтера, но она также оставалась ограниченной только текстом.)

Как технически подкованный специалист, я очень хотел интегрировать в наш проект дисковод, похожий на те, что использовались в компьютерах Mac, который бы автоматически определял вставленный диск — функция, которая значительно упростила бы наш рабочий процесс. Однако Canon, будучи производителем наших компонентов, настаивала на использовании собственных дисководов, которые, к сожалению, не поддерживали эту функциональность.

Но не все изменения в процессе разработки были негативными. Большая часть сложной логической платы Swyft была сжата в более мелкие, заказные микросхемы с логическими элементами для массового производства. Кроме того, мы перешли от более ограниченного процессора 68008 к обычному 68000, который был дешевле при больших объемах и работал на частоте 5 МГц. Этот переход позволил нам упростить нашу конструкцию, сохранив при этом экономическую эффективность.

Несмотря на его постоянные просьбы об обратном и предоставленные подробные обоснования, Раскин был удивлен, обнаружив, что устройство действительно оснащено кнопкой питания. Инженеры Canon объяснили, что, по их мнению, произошла ошибка во время сборки, и она была включена, и на той стадии разработки ее удаление оказалось непрактичным.

Как любитель технологий, я оказался в разногласиях с руководством Canon, когда они не смогли понять идею, лежащую в основе философии дизайна машины, часто называя её всего лишь увеличенным текстовым процессором, а не универсальным компьютером, каким его задумал Алан Кей. Они даже потребовали удалить возможность программирования на языке Forth, что вызвало сопротивление со стороны команды Кея. Вместо того, чтобы полностью отказаться от этой функции, они спрятали её под сложной последовательностью нажатий клавиш и удалили все упоминания о ней из руководства.

Интересно, что Canon продолжал сохранять основной интерфейс Swyft, поскольку воспринимал его как разросшийся текстовый процессор, включая его возможности телекоммуникации. Новая система даже получила новое название: Cat.

В июле 1987 года компания Canon представила устройство Cat, стоимостью 1495 долларов США (что эквивалентно примерно 4150 долларам в 2025 году). Оснащенная начальными 256 КБ оперативной памяти, эта модель позволяла опционально установить дополнительные 128 КБ, увеличивая общую емкость до 384 КБ. Эта дополнительная память распределялась между видеосхемой, словарем Forth, настройками и текстовыми документами, все из которых можно было сохранить на дискету объемом 3,5 дюйма. На материнской плате также была доступна дополнительная область расширения на 128 КБ, однако ни одна из выпущенных систем Cat ее не использовала.

Это устройство оснащено системным ПЗУ объемом 256 КБ, в котором размещены редактор, среда выполнения Forth, встроенные справочные экраны, все из которых доступны сразу после включения. Кроме того, дополнительное ПЗУ объемом 128 КБ служит всеобъемлющим словарем из 90 000 слов, позволяющим пользователям расширять словарный запас, который также автоматически сохраняется в той же памяти. Версии ПЗУ для этой системы и ее словаря доступны на американском и британском английском, французском и немецком языках.

Подобно модели Swyft, которую он эмулировал, устройство Cat функционировало как комплексная система. 9-дюймовый монохромный ЭЛТ-экран был сохранен, но дисковод больше не имел дверцы, а клавиатура была расширена уникальными клавишами. Примечательно, что клавиши LEAP, подчеркивая их важность, были выделены в отдельный ряд яркого розового цвета.

Сочетания клавиш, обозначенные как ‘ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЕДНИЙ’, напечатаны непосредственно на клавишах, а не спрятаны где-то еще. Устройство Cat предлагало 1200-бодную модем и высокоскоростной 9600bps RS-232-разъем для передачи данных. Оно могло либо инициировать, либо принимать вызовы для загрузки текста. Текст, отправленный через последовательный порт, воспринимался так, как будто он был введен вручную на консоли. Параллельный порт в стиле Centronics обеспечивал подключение к официальным принтерам Canon, а также совместимость со многими другими принтерами.

Аркадную игру «The Cat» можно эмулировать с помощью MAME, хотя в процессе эмуляции при издании сигнала писка может происходить зависание. Интернет-архив предлагает предварительно настроенную Wasm-версию игры с Canon ROM, которую можно запустить в вашем браузере. Стоит отметить, что стандартная раскладка клавиатуры для этой версии предполагает наличие физического устройства «The Cat», а не компьютера или Mac. Однако эти проблемы можно решить, настроив параметры эмулируемого устройства. В частности, можно установить проблемный сигнал на Flash (без звукового сигнала) и изменить раскладку клавиатуры на ASCII в меню настроек. Скриншоты, представленные здесь, были сделаны в MAME и изменены для соответствия соотношению сторон оригинального дисплея «The Cat».

Простыми словами, способ редактирования текста в Swyft и SwyftCard был очень близко адаптирован для Canon Cat. Он сохраняет такие функции, как курсор ‘широкого’ и ‘узкого’ типа, указывающие как диапазон удаления, так и точку вставки, а также использование клавиш LEAP для перемещения, поиска и выбора диапазонов текста. В MAME эти эмулированные клавиши LEAP обычно привязаны к клавишам Alt или Option. Нажатие SHIFT-LEAP позволяет прокручивать экран построчно, с повторным нажатием LEAP при удержании SHIFT для непрерывного движения. Canon Cat также включает один уровень отмены с отдельной клавишей UNDO. Наконец, клавиша USE FRONT остается, часто привязанная к клавишам Control в MAME, и позволяет форматировать текст, например, выделять его жирным шрифтом или подчеркивать.

По аналогии, Cat, как и Swyfts, обладает общим ‘интерфейсом множественных окон’. Этот интерфейс позволяет сегментировать рабочее пространство на отдельные окна (документы), и вы можете перемещаться между ними с помощью клавиши DOCUMENT/PAGE (часто назначаемой как Page Down в MAME). Нажав клавишу DOCUMENT/PAGE, вы можете перейти вперед или назад к следующему или предыдущему документу соответственно.

Вместо SwyftCard, устройство демонстрирует более развернутый пользовательский интерфейс. Он включает в себя линейку внизу, которая указывает позиции персонажей, а также текстовые и клавиатурные режимы. Кроме того, в нем предусмотрены области для отображения индикаторов во время работы с дисками или вычислительных процессов.

Несмотря на требование Canon ограничить вычислительные возможности Cat, команде IAI удалось сохранить эту функциональность нетронутой. Им было разрешено сделать это, потому что эта функция рассматривалась как расширение концепции редактора. Базовые вычисления, такие как 355/113, можно было выполнять непосредственно, выделяя текст и используя команду ‘USE FRONT-CALC’ (Control-G). Эта операция отображала бы результат с пунктирной подчеркиванием, чтобы показать, что это результат вычисления. По умолчанию точность этого вычисления составляет два десятичных знака, но ее можно настроить. Если вы снова нажмете ‘USE FRONT-CALC’ на отображаемом результате, выражение снова откроется для дальнейшего редактирования.

Компьютер не предназначался только для простых вычислений; он позволял пользователям сохранять результат вычисления в памяти, используя переменную, которую затем можно было использовать в дальнейших расчетах. Любые изменения, внесенные в переменные, влияющие на конкретное вычисление, приводили к немедленному изменению его результата.

Благодаря уникальному непропорциональному шрифту и встроенным возможностям, вы можете легко создавать простые электронные таблицы непосредственно в редакторе, используя только выражения и клавишу TAB для создания строк и столбцов. Ссылки на ячейки можно делать с помощью специальной функции use() с относительными координатами. Прямой ввод текста возможен для постоянных значений в ‘ячейках’. Если требуется пересчет, система автоматически определяет это с помощью USE FRONT-CALC. Кроме того, редактор может управлять и сортировать простые списки данных, что в сочетании с функцией макроса LEARN позволяет автоматизировать частые задачи, такие как слияние почты.

Как аналитик, могу сообщить, что устройство, известное как The Cat, включало в себя обширную библиотеку справочных экранов в своей ПЗУ. Однако, из-за ограничений памяти, SwyftCard требовалось извлекать эти справочные экраны с дискет. Для доступа к документации практически для каждой встроенной функции использовалась команда `USE FRONT-HELP`, которая заключалась в удержании клавиши `CONTROL` и нажатии `N`. После отпускания клавиши `N` можно было нажать другую клавишу, чтобы получить информацию о конкретной функции. Когда вы заканчивали, просто отпустив клавишу `USE FRONT`, вы немедленно возвращались к редактору. Кроме того, если The Cat издавал звуковой сигнал, указывающий на ошибку, нажатие `USE FRONT-HELP` также предоставляло объяснение проблемы. В отличие от ошибок в других системах, это не приводило к модальным диалогам или блокировке системы; вместо этого вы всегда могли продолжать работу.

В системе текущая рабочая станция охватывала не только видимые текстовые документы. Она включала в себя пользовательские слова, которые пользователь лично добавлял в словарь, а также дополнительные слова Forth, сохраненные в памяти. Обычно не было бы никаких пользовательских слов или дополнительного программного обеспечения, поскольку Canon не разрешала пользователям разрабатывать свои собственные программы. Однако существовало несколько исключений. Canon распространяла определенные программные приложения на дискетах для пользователей: CATFORM, инструмент, позволяющий пользователям создавать, заполнять и печатать шаблоны форм, и CATFILE, официальное приложение Canon для рассылки. Обычно их предоставляли новым пользователям дилеры, хотя программное обеспечение Cat изначально не входило в комплекты поставки. Дилеры также имели эксклюзивные дискеты для демонстраций в магазине и целей настройки.

Хотя IAI тайно интегрировала скрытый путь к Forth во все компьютеры Commodore, намек отсутствовал в руководстве пользователя – загадочная команда ‘USE FRONT-ANSWER’. Это казалось избыточным и неиспользуемым сочетанием клавиш, которое служило точкой доступа. Введя строку ‘Enable Forth Language‘, выделив ее, а затем используя ‘USE FRONT-ANSWER’ (а не ‘CALC’; обычно ‘Control-Backspace’ в MAME), вы получили бы запрос Forth ok, фактически передавая управление системой вам. Чтобы выйти или вернуться к редактору, просто перезагрузите Commodore или введите ‘re’.

Используя Forth, вы можете либо вводить свой код непосредственно в командную строку, либо создавать его в редакторе и нажимать кнопку ‘Выполнить передний ответ’, чтобы запустить его, при этом любые результаты будут добавлены в документ аналогично тому, как это работало в Applesoft BASIC на SwyftCard. Интерфейс Forth позволял пользователям создавать собственные команды (или слова), которые хранились в рабочей области, или даже изменять машинный код 68000 для полного контроля над системой. Хотя подробная документация о внутреннем устройстве устройства стала доступна, в течение срока его коммерческой жизни для этой платформы не было разработано стороннего программного обеспечения.

К сожалению, этот компьютер не продержался долго на коммерческом рынке из-за короткого срока службы и отсутствия прибыльности. Его приняли не очень хорошо, и большая часть вины легла на компанию Canon за их неэффективную маркетинговую стратегию. Они позиционировали его как дорогой специализированный текстовый процессор, что было не привлекательно, учитывая, что обычные ПК и даже компьютеры Macintosh становились более доступными и универсальными в то время.

Существует множество неофициальных рассказов о гибели устройства, известного как «Кэт» – продукта, появившегося в результате недолгого увлечения Apple принтерами. Одна из версий предполагает, что причиной стали разногласия между отделами компании, занимавшимися разработкой пишущих машинок и компьютеров. Другая теория утверждает, что Стив Джобс, будучи в 1987 году в NeXT, потребовал прекратить производство «Кэта», если Canon желает инвестировать в его новое предприятие. Сообщается, что Canon действительно приобрела 16% акций в 1989 году. Какова бы ни была причина, «Кэт» просуществовал недолго – всего шесть месяцев, после чего его производство было прекращено. Крах фондового рынка 1987 года ещё больше ослабил эту небольшую компанию, истощив её финансовые ресурсы.

Хотя устройство Cat больше не существовало, команда Раскина в IAI продолжала разрабатывать преемника. Это новое устройство, названное Swyft III, задумывалось как легкий ноутбук, весом всего четыре фунта. Swyft III использовал операционную систему на основе ROM, вдохновленную устройством Cat, но с продвинутой технологией ‘перехода’, известной как Hyperleap.

Оцениваемое в 999 долларов, это устройство планировалось оснастить ЖК-дисплеем supertwist с разрешением 640×200, модемом на 2400 бит в секунду и 512 КБ оперативной памяти. Более дешевая версия, Swyft I, стоимостью 799 долларов, имела бы меньше ресурсов памяти и не включала бы модем. Кроме того, она была спроектирована для включения внешнего дисковода и обеспечения совместимости для передачи файлов между ПК, Mac и другими устройствами.

Согласно проекту Раскина, устройство смогло обеспечить заявленные шесть часов работы от батареи (или больше при использовании щелочных батарей), главным образом за счет обширного отключения питания, когда оно не использовалось, но мгновенно возвращалось к полной работоспособности при нажатии клавиши. К сожалению, было разработано всего два прототипа, прежде чем инвесторы IAI сочли компанию слишком рискованной после краха рынка «Cat» и незначительной прибыли, в конечном итоге решив прекратить деятельность в 1992 году. После закрытия Раскин сохранил патенты на механизм быстрой загрузки устройства и стратегию хранения/восстановления данных; однако последующие лицензиаты не смогли развить эту технологию дальше, что привело к истечению срока действия этих патентов сегодня.

Если не можешь победить, пиши программное обеспечение.

Проще говоря, дизайн Раскина, наиболее широко известный (несмотря на Macintosh, как было объяснено ранее), оказал длительное влияние благодаря его отсутствию дальнейшего участия в разработке компьютеров после этого момента. Однако его концепции интерфейса оставались влиятельными, и он продолжил работать писателем и частым консультантом для различных потребительских товаров после закрытия IAI. Многие из этих идей позже были собраны в его книге под названием ‘Гуманный интерфейс‘. Эта статья уже в значительной степени опиралась на эту книгу. Книга начинается со слов: «Мы находимся под контролем наших цифровых помощников. Эта книга направлена на наше освобождение».

В книге «Гуманный интерфейс» Раскин углубляется в такие идеи, как скачки и укоренившиеся поведенческие модели, а также методы качественной оценки. Одним из таких методов, который стал довольно известным, является закон Фиттса, названный в честь психолога Пола Фиттса-младшего. Этот закон предполагает, что время, необходимое для быстрого достижения целевой области, зависит как от её размера, так и от расстояния от начальной точки. Проще говоря, к более крупным или близким целям можно добраться быстрее, чем к меньшим или более удалённым.

Одним из способов перефразировать это, чтобы сделать текст более естественным и легким для чтения, может быть следующее: глобальная панель меню, полностью занимающая край экрана (как в macOS), часто считается более полезной, поскольку курсор мыши естественным образом останавливается на краю, создавая впечатление, что панель меню бесконечна по размеру. Это облегчает взаимодействие с ней или ‘нажатие’ на нее. Кроме того, закон Хика (или закон Хика-Хаймана, названный в честь психологов Уильяма Эдмунда Хика и Рэя Хаймана) утверждает, что увеличение количества вариантов, с которыми сталкивается пользователь, приведет к увеличению времени принятия решения, растущему логарифмически. Этот закон, наряду с другими экспериментальными константами, может помочь предсказать, сколько времени может потребоваться пользователю, чтобы щелкнуть по цели или сделать выбор.

цели, объекты, методы и правила выбора. Время, затрачиваемое на когнитивную подготовку, нажатия клавиш, указание на определенные области экрана или переключение между устройствами ввода, такими как мышь и клавиатура, может различаться у пользователей, но общие временные показатели, как правило, схожи благодаря общим эвристикам. Например, ввод случайных символов может быть проще, чем ввод структурированных данных для большинства пользователей.

Дизайнер может управлять скоростью отклика компьютера, поскольку время отклика можно улучшить, предоставляя немедленную и точную обратную связь, даже если фактическое время выполнения больше. Аналогично, минимизация количества нажатий клавиш или уменьшение необходимости переключения между мышью и клавиатурой для определенных задач приведет к сокращению общего времени выполнения задачи для любого пользователя.

Хотя эти временные рамки могут помочь экспериментально определить превосходящий интерфейс для конкретной задачи, Раскин отмечает, что мы можем аналогичным образом использовать эти принципы для определения оптимальной эффективности таких интерфейсов. Интерфейс, который не предлагает никаких вариантов, но требует взаимодействия с пользователем, является максимально неэффективным, поскольку пользователю необходимо выполнить некоторое ненулевое количество работы, чтобы передать абсолютно никакой информации.

Проще говоря, типичным сценарием может быть замена модального окна предупреждения с одной кнопкой на варианты асинхронных или прозрачных уведомлений. Аналогично, интерфейс с несколькими опциями может функционировать не оптимально, если некоторые опции труднодоступны или маловероятны для достижения, например, если кнопки или кликабельные области меньше других, или для выбора определенного варианта требуется больше набора текста, чем для других опций.

Книга Раскина исследует различные методы навигации, подчеркивая, что то, что кажется естественным или интуитивным, не всегда легко понять. Например, компьютерная мышь может быть простой в использовании, но не обязательно ощущаться естественной или интуитивной – как, например, когда Скотти из «Звездного пути IV» пытался разговаривать с мышью Macintosh Plus вместо того, чтобы перемещать её, и в конечном итоге прибегнул к использованию клавиатуры. Интересно, что Раскин использует именно эту сцену в качестве примера.

Помимо предложения концепции «перескока» (метафоры для быстрой навигации), Раскин также представляет понятие пользовательского интерфейса под названием ZUI, или Zooming User Interface (зумирующий пользовательский интерфейс). Эта инновационная функция позволяет пользователям легко приближаться к своей цели и одновременно понимать своё положение относительно этой цели и в пределах всего рабочего пространства. Приближение позволяет сосредоточиться на конкретных деталях, а отдаление помогает сориентироваться, если вы заблудились. ZUI может использоваться для навигации по файловой системе, приложениям или связанным веб-сайтам. Хотя Раскин и не был первым, кто предложил ZUI – Иван Сазерленд создал его раннюю версию в 1962 году с помощью Sketchpad, а Spatial Dataland от MIT и Smalltalk от Xerox PARC с безграничными рабочими столами также использовали схожие концепции – Раскин осознал его потенциал для поддержания ориентации пользователей при управлении сложными структурами, которые в противном случае могут оказаться громоздкими. Он утверждает, что это делает его более удобным для пользователя, или, другими словами, более гуманизированным.

В качестве исследователя, приступившего к этой работе, вместо создания ещё одного обычного компьютера, я решил сосредоточиться на разработке программного пакета, совместного проекта с моим сыном Азой, первоначально названного «Гуманная среда». Наш новаторский проект, известный как THE’s HumaneEditorProject, был впервые представлен мировому сообществу в канун Рождества 2002 года, хотя и на ранней и далеко не завершённой стадии, размещённый в дереве SourceForge CVS. На заре своего существования оригинальные сборки нашего Human Editor были с открытым исходным кодом и предназначены для работы на классической Mac OS 9. Однако, с помощью таких инструментов, как QEMU, SheepShaver и Classic под Tiger и более ранние версии, его также можно запускать на этих платформах.

Ранее основная область редактора Humane была организована в несколько документов, каждый из которых отличался символами `обратной кавычки`. Двухцветный курсор, который мы знаем, по-прежнему присутствует. Хотя поддерживались такие стили шрифта, как размер, полужирный, курсив и подчеркивание, выбор цвета (а также размеров шрифта) осуществлялся с помощью традиционных выпадающих меню Mac.

В данном контексте фразу ‘Прыжок, здесь с товарным знаком, снова в центре внимания в THE’ можно перефразировать как ‘Функция прыжка, защищенная товарным знаком, остается заметной в THE.’

И вместо ‘Однако, вместо выделенных клавиш, прыжок является лишь частью внутренней командной строки THE, называемой Humane Quasimode, куда можно отправлять другие команды’, можно сказать ‘Прыжок интегрирован во внутреннюю командную систему THE, называемую Humane Quasimode, что также позволяет отправлять другие команды.’

Наконец, для ‘Обратите внимание, что подсказка отображается как полупрозрачный текст поверх рабочей области’, возможным перефразированием будет ‘Подсказка появляется как полупрозрачный текст поверх рабочего пространства.’

Когда вы удаляете текст в документе, будь то с помощью клавиши Backspace, выделения области и нажатия DELETE, или другими способами, удалённое содержимое автоматически сохраняется в том, что я буду называть «Корзиной восстановления». Вы можете извлечь это удалённое содержимое из Корзины восстановления в любое время. Эта функция, по сути, превращает ваше рабочее пространство в хранилище для всех ваших документов, позволяя вам отменять деструктивные операции редактирования, как если бы вы просто вырезали и вставляли. Удаление из Корзины восстановления удалит восстановленное содержимое навсегда.

Введя ‘COMMANDS’ в Quasimode, отображался полный список команд, которые он понимает. Эти команды берут свое начало из предварительно написанных Python-файлов, которые пользователи могут изменять или расширять. Кроме того, рабочее пространство документов позволяет напрямую выполнять пользовательские Python-выражения и фрагменты кода.

Изначально программное обеспечение функционировало как редактор, хотя и не было полностью завершено. Оно обладало способностью генерировать собственную документацию. Однако, никогда не предполагалось, что оно будет использоваться исключительно как редактор, что становилось все более очевидным в процессе разработки. Чтобы расширить его охват на различных платформах, разработка была перенесена на wxPython в 2004 году, а затем были добавлены Python и Pygame для отображения на экране. Одновременно основная разработка была перенесена на Windows, что привело к созданию демонстрационной версии для этой операционной системы. Хотя Mac OS X и Linux теоретически могли запускать его при установке необходимых предварительных условий.

После создания Центра Раскина по разработке гуманных интерфейсов (RCHI), разработка THE продолжилась под новым именем – Archy. Это изменение названия было игривым использованием аббревиатуры ‘RCHI’ и отсылкой к персонажам Дона Маркиса, в частности к таракану-машинисту Арчи из «Арчи и Мехитабель». Арчи, который не мог одновременно нажимать клавишу SHIFT и другие клавиши, изображался создателем текстов с минимальным количеством заглавных букв и знаков препинания. Последняя версия Archy, доступная здесь, – это незавершенная сборка 124, датированная 15 декабря 2005 года.

Арчи добился значительного прогресса, теперь предлагая онлайн-систему помощи, похожую на ту, что есть у SwyftCard и Cat. Как и прежде, сохранилась функция использования определенной клавиши для ввода команд, в данном случае для этого используется клавиша Caps Lock. Чтобы использовать команду, просто удерживайте клавишу, введите команду, а затем отпустите ее.

Аналогично, в Archy клавиши LEAP (в частности, левый и правый Alt) функционировали так же, как и ранее. При одновременном нажатии этих клавиш происходил выбор текста. Важной инновацией здесь было то, что любой потенциально выбранный текст предварительно выделялся нежным желтым оттенком, устраняя необходимость запоминать точные границы выделения.

Ранее использование глагола COMMANDS предоставляло список команд. В отличие от набора команд THE, который был в основном предназначен для редакторского приложения, Archy демонстрировал амбиции стать всесторонней универсальной средой. Например, он содержал множество знакомых команд, встречающихся в системах Mac, а также уникальные, ориентированные на Интернет, такие как EMAIL и GOOGLE. Эти новые команды представляли собой небольшие документы, содержащие Python, в том же рабочем пространстве — больше не требовалось управлять отдельными файлами. Примечательно, что пользователи теперь могли изменять встроенные команды, включая саму среду (Leap).

В этой новой структуре, вместо отдельного документа с названием ‘Удаления’, все организовано иначе, и теперь к нему обращаются просто как ‘УДАЛЕНИЯ’. Ваши электронные письма стали поддокументами, как и конфигурация настроек вашего почтового сервера. Хотя это и не было прямо указано, кажется, что содержимое веб-страниц могло быть интегрировано как неотъемлемые компоненты внутри рабочего пространства. Это означает, что ваша история просмотров, закладки и даже сами веб-страницы можно рассматривать как отдельные поддокументы, мгновенно доступные при каждом входе в Archy. С каждым выходом все рабочее пространство сохраняется как файл с версиями, что позволяет легко вернуться к недавней резервной копии в случае каких-либо проблем.

Наследие Раскина

В декабре 2004 года у Раскина диагностировали рак поджелудочной железы. После передачи его проекта Арчи в январе 2005 года он скончался 26 февраля 2005 года. Дизайнер программного обеспечения Apple Билл Аткинсон высоко оценил его работу в некрологе в New York Times, заявив, что Раскин стремился сделать компьютеры более доступными и приятными для людей, не разбирающихся в технике. Технологический журналист Стивен Леви поддержал это мнение, сказав, что он посвятил свою жизнь созданию простоты в технологиях, стремясь к удобству использования и даже удовольствию. Раскина пережили его жена Линда Блум и их дети, Аза, Авива и Аэнея.

Archy был последним проектом, в который Раскин активно вносил вклад, и он остается незавершенным по сей день. После его смерти некоторая работа над окружением проекта продолжалась и завершилась выпуском в декабре 2005 года — примерно через десять месяцев. Однако проект в конечном итоге прекратил свое существование, и несколько запланированных улучшений, включая его собственный ZUI (Zero User Interface), так и не были полностью реализованы, не выйдя за рамки демонстраций концепций.

Проще говоря, многие отличительные изобретения Раскина еще не были включены в современные стандартные пользовательские интерфейсы. После закрытия RCHI его суть продолжила жить в Humanized, чикагской компании, основанной его сыном Азой. Humanized разработала Enso, интерфейс, основанный на концепциях Archy, который расширил функциональность клавиши CAPS LOCK как инструмента команд, добавив дополнительные функции, такие как OPEN (для запуска приложений) и DEFINE (для поиска определения слов), а также позволяющий осуществлять прямой поиск в интернете прямо с клавиатуры.

Программа была направлена на упрощение многозадачности путем реализации прозрачного слоя поверх всех приложений, подобно Archy и THE. Таким образом, пользователям не нужно было бы часто переключаться между приложениями для выполнения задач. В 2008 году Enso была выпущена для бесплатной загрузки. Позже команда Humanized объединилась с Mozilla, где эта идея была разработана в расширение для браузера Firefox под названием Ubiquity. С помощью этого инструмента можно было писать веб-команды на JavaScript и выполнять их с помощью комбинации клавиш, что открывало всплывающее окно. Однако разработка Ubiquity была приостановлена в 2009 году и с тех пор она перестала функционировать с современными версиями браузеров.

Концепция единого рабочего пространства, в которое можно было бы ‘погружаться’, так и не получила нового развития. Аналогично, хотя анимации в стиле ZUI время от времени появлялись в качестве визуальных эффектов в таких платформах, как iOS и GNOME, комплексный ZUI до сих пор не был интегрирован ни в одну значимую современную настольную среду. Тем не менее, идея визуально привлекательна, и некоторые приложения более полно приняли эту концепцию.

Проект Deepfish от Microsoft, разработанный в 2007 году для Windows Mobile, создавал компактные веб-страницы для мобильных устройств, которые пользователи могли увеличивать, однако он полагался на центральный сервер и требовал высокой пропускной способности, что привело к его отмене в 2008 году. В отличие от него, швейцарская компания Raskin Software LLC (видимо, не связанная с предыдущей) предоставляет пользовательский интерфейс для macOS и файловый менеджер мультимедиа под названием Raskin, предлагая как бесплатные, так и премиум-версии. Для других платформ, проект Eagle Mode с открытым исходным кодом предоставляет пользователям сопоставимый файловый менеджер с предварительным просмотром мультимедиа, а также дополнительные приложения, такие как шахматная игра, просмотрщик фракталов и даже инструмент для настройки ядра Linux.

Пожалуй, наиболее полным примером операционной системы, ориентированной на пользовательский интерфейс, является A2, происходящая из филиала ETH-Zürich системы Oberon. Стоит отметить, что система Oberon, основанная на языке программирования Oberon, который развился из Modula-2 и Pascal, имеет инновационный текстовый пользовательский интерфейс с кликабельным текстом, включая вводимый текст. В своей исходной форме Oberon может быть загружена напрямую как автономная операционная система.

В 2002 году A2 была впервые представлена как Система Активных Объектов, использующая продвинутую версию языка программирования Active Oberon. Этот диалект предлагал улучшения в планировании, обработке исключений и объектно-ориентированном программировании, позволяя процессам и потокам работать в контексте объекта, делая их ‘активными’. Сохранился кликабельный текстовый интерфейс Системы Oberon, но A2 добавила функции, позволяющие масштабировать рабочий стол и осуществлять бесконечную прокрутку, а также изменять размер окон и виджетов. Несмотря на продолжающуюся разработку, Система Oberon не получила широкой популярности за пределами своей специализированной ниши, а более новые версии или ответвления получили еще меньше внимания. В результате, для большинства пользователей она остается скорее теоретическим интересом.

Стремление Раскина к поистине удобному для человека компьютеру не исчезло бесследно, но, к сожалению, в некоторых аспектах мы, кажется, делаем шаги назад. Например, современные операционные системы могут быть непрозрачными, ограничивая ваши возможности выбора программного обеспечения или вашу способность их изменять. Несмотря на поверхностные изменения в дизайне и внешнем виде, фундаментальные способы, которыми мы взаимодействуем с нашими компьютерами, остаются в основном неизменными с момента широкого распространения подхода ‘WIMP’ (окна, значки, меню и указатели), разработанного в Xerox PARC – иронично, этот метод был популяризирован в первую очередь Macintosh, который последовал за Раскиным.

Создание эффективного интерфейса неизбежно требует усилий и обучения, процессов, которые могут показаться занимающими много времени в быстром цикле разработки современных продуктов. Кроме того, акцент Раскина на встроенной программируемости кажется несколько устаревшим сейчас, учитывая, что многие домашние пользователи используют планшеты в качестве единственного компьютера. С его точки зрения, современные компьютеры могут быть лишены человеческого подхода и даже менее удобными для пользователя, чем их предшественники.

Хотя концепции Раскина, возможно, и не получили широкого распространения сегодня, это не означает, что лежащая в их основе суть устарела. Фактически, растет признание недостатков традиционной парадигмы WIMP (Окна, Иконки, Меню, Указатель), особенно при работе с несколькими приложениями и окнами. Это может быть особенно сложно для пользователей, которым требуются вспомогательные технологии. Хотя я остаюсь осторожно оптимистичным в отношении темпов изменений в основных системах, ориентированный на редактор и лишенный приложений интерфейс Раскина кажется все более устаревшим, поскольку текущая экосистема, основанная на приложениях, продолжает процветать.

Хотя этот тупик, возможно, не лучшее место, чтобы заблудиться, есть варианты и похуже. На самом деле, существует вероятность, что он в конечном итоге выведет к главной дороге. Но пока будьте уверены, что вы все еще можете исследовать его — в предстоящей статье мы расскажем, как найти дорогу.

Избранная библиография

Фольклор.орг

CanonCat.net

Линцмайер, Оуэн В (2004). Apple Confidential 2.0. Издательство No Starch Press, Сан-Франциско, Калифорния.

Джеф Раскин (2000). Перепроектирование интерактивных систем: Сострадательный подход. Издательство Addison-Wesley, Бостон, Массачусетс.

Эта перефразировка сохраняет суть оригинального названия, используя более понятный и доступный язык для читателей, незнакомых с техническими терминами, такими как «интерфейс». Название книги теперь подчеркивает перепроектирование интерактивных систем с сострадательным или гуманным подходом, как и в оригинале.

Создание Macintosh: Исследование технологий и культуры в Кремниевой долине

Компьютер-кошка Canon: Настоящий Macintosh. https://www.landsnail.com/apple/local/cat/canon.html

https://forum.vcfed.org/index.php?threads/prototype-to-the-canon-cat-the-swyft.12225/]

Apple //e и Cat. http://www.regnirps.com/Apple6502stuff/apple_iie_cat.htm

Прототипы Swyft и Sywft II доступны в коллекции систем DigiBarn. Вы можете найти их здесь: https://www.digibarn.com/collections/systems/swyft/index.html

DigiBarn содержит прототипы систем Swyft и Sywft II. Ознакомьтесь с ними здесь:

Познакомьтесь с жизнью и философией дизайна Джефа Раскина через богатую коллекцию аудио- и видеозаписей, доступную по этой ссылке: [Коллекция Джефа Раскина](https://www.digibarn.com/friends/jef-raskin/index.html)

Бумаги Джефа Раскина, 1975-2005 гг. https://searchworks.stanford.edu/view/4534832

Восстановление по выходным: мой принтер Canon

Вот ссылка на запись в блоге: [Восстановление по выходным: мой принтер Canon](https://oldvcr.blogspot.com/2024/05/refurb-weekend-my-canon-printer.html)

Смотрите также

2025-09-12 17:37