Управление воздушным движением в США все еще работает на Windows 95 и дискетах флоппи.

В среду Крис Рошелау, исполняющий обязанности администратора Федеральной авиационной администрации (FAA), поделился с Комитетом по ассигнованиям Палаты представителей намерением модернизировать нынешние системы управления воздушным движением. Поразительно отметить, что эти системы все еще используют флоппи-диски и компьютеры Windows 95, согласно Tom’s Hardware. Чтобы начать этот амбициозный проект, FAA выпустило запрос на предоставление информации (RFI) с целью сбора предложений от технологических компаний, желающих принять участие в значимом преобразовании инфраструктуры.

Как исследователь, я выразил во время встречи, что цель — переосмыслить существующую систему. Больше не потребуется гибких дисков или бумажных лент. Министр транспорта Шон Даффи назвал этот проект самым значимым инфраструктурным начинанием нашей нации за десятилетия, подчеркнув его значение как двухпартийного приоритета.

В США многие диспетчерские вышки и объекты управления воздушным движением до сих пор полагаются на технологии, которые напоминают о XX веке. Однако это ощущение архаичности не означает автоматически неэффективность, если все работает без сбоев. Контролёры часто используют традиционные бумажные ленты для мониторинга движения самолетов и обмена данными между системами с помощью дискет Floppy Disk, при этом их компьютеры работают под операционной системой Windows 95, впервые представленной в 1995 году.

Согласно Tom’s Hardware и NPR, существует широкое предпочтение обновления системы. Шелдон Джейкобсон, эксперт по авиационным рискам из Университета Иллинойса, признает, что текущая система функционирует исключительно хорошо, но подчеркивает необходимость ее модернизации. Коалиция Modern Skies, которая представляет авиационную отрасль, давно выступает за модернизацию управления воздушным движением и недавно создала рекламу, демонстрирующую устаревшие технологии.

Хотя старомодные системы управления воздушным движением могли бы непреднамеренно предотвратить масштабные сбои, подобные происшествию с CrowdStrike, которое в 2024 году повредило современные компьютерные системы по всему миру, официальные лица агентства признают, что из их общего числа систем в 138 только 51 уже не жизнеспособны ввиду устаревания и отсутствия запасных частей.

В неожиданном повороте событий оказалось, что не только Федеральное управление гражданской авиации (FAA) удерживает технологии старых дискет типа FLOPPY DISK. Система управления поездами Сан-Франциско все еще полагается на программное обеспечение DOS, загружаемое с 5.25-дюймовых дискет, и модернизация ожидается лишь к 2030 году из-за финансовых ограничений. Аналогично, Япония столкнулась с проблемами при обновлении государственных систем записи данных, которые до сих пор используют флоппи-диски.

Если оно не сломано? (Или может быть, сломаны?)

Обновление системы управления воздушным движением требует больше чем просто замена старых компьютеров на новые; это сложная инженерная задача, которая идет глубже. В отличие от стандартных IT-модернизаций, системы управления воздушным движением (ATC) должны работать непрерывно, 24/7. Если для технического обслуживания необходимо приостановить работу объектов, это может потенциально повлиять на безопасность авиации.

Это требование к бесперебойной работе исключает традиционный метод обновления системы, при котором старое оборудование просто заменяется новым во время плановых отключений. Новые системы должны не только быть установлены, но и соответствовать стандартам безопасности для противостояния киберугрозам. Успешная атака на системы управления воздушным движением потенциально может обездвижить национальные авиационные сети, вызывая эффект домино, который нарушает работу транспорта, коммерции и служб экстренной помощи.

Как исследователь, я не могу удержаться от высказывания своих собственных сомнений относительно ожидаемой комплексной модернизации. В недавнем материале NPR по этому вопросу эксперт в области авиации Роберт У. Манн-младший подтвердил мои опасения, задаваясь вопросом, действительно ли предложенные изменения будут реализованы.

На протяжении последних трех десятилетий неизменно давали совет: предоставлять им больше средств, пусть строят самую современную систему, она будет работать лучше и усерднее. Однако, как объяснил Манн для NPR, такой подход продолжается уже более 30 лет, а мы постоянно достигаем одинаковых результатов.

Несмотря на недавние достижения, очевидно, что в нашей стареющей инфраструктуре сохраняются определенные слабости. Например, январское 2023 года отключение системы уведомлений авиаперевозчиков Федерального управления гражданской авиации привело к остановке всех полетов по всей стране более чем на два часа из-за устаревших аппаратных средств и поврежденных файлов данных. Инцидент был приписан устаревшей инфраструктуре и отсроченным обновлениям технологий, вызванным бюджетными ограничениями. Недавно перебои в работе систем радаров и связи в международном аэропорту Ньюарк Либерти привели к многочисленным задержкам и отменам рейсов. Одной из причин была признана неисправная система электропроводки.

Департамент транспорта США представил четырехлетний план по завершению проекта модернизации, однако некоторые специалисты транспортной индустрии сомневаются в его осуществимости из-за обширности и сложности работ. Как сообщил NPR, Джейкобсон считает заявленный администрацией срок «слишком оптимистичным», особенно учитывая отсутствие заранее определенного бюджета для этого масштабного плана.

Федеральное авиационное управление (FAA) запланировало проведение нескольких мероприятий под названием «Industry Days», на которых компании могут продемонстрировать свои технологии и планы государственным чиновникам. На текущий момент Белый дом не сообщил предполагаемой стоимости этого проекта по модернизации. Несмотря на финансовую неопределенность, Даффи подчеркнул срочность данного проекта: ‘Это консенсус — это выше партийных линий. Совершенно ясно, что нам нужно двигаться вперед.’

Смотрите также

2025-06-09 19:24