Величайший фильм Стивена Кинга предсказал будущее на 25 лет раньше.

Фильм Роба Райнера 1990 года, Misery, основанный на романе Стивена Кинга 1987 года, захватил зрителей своей напряженной и тревожной историей. Кэти Бейтс получила «Оскар» за свое невероятное воплощение проблемной Энни Уилкс. Но помимо того, что это захватывающий триллер, Misery неожиданно предвосхитил опасности навязчивого фанатизма, феномен, который не был полностью признан до более чем двадцати лет спустя.

🧐

Купил акции по совету друга? А друг уже продал. Здесь мы учимся думать своей головой и читать отчётность, а не слушать советы.

Прочитать отчет 10-K

История началась как классический, хотя и необычный, триллер Стивена Кинга. Однако она приобрела новую актуальность с распространением интернет-сленга, в частности, термина ‘stan’. Это слово, происходящее из песни Eminem с тем же названием, описывает одержимый и иногда опасный уровень фанатизма, вдохновленный повествованием песни о фанате, доведенном до насилия в своей преданности рэперу.

Энни Уилкс — это жуткое воплощение одержимого фанатизма. Ее нездоровые, односторонние отношения с писателем Полом Шелдоном, где она считает себя его самым большим поклонником, странным образом предвосхитили рост интенсивных фан-сообществ в сети, особенно с развитием социальных сетей. Именно поэтому запоминающийся злодей из «Misery» — это не просто классическая фигура ужасов, но и тревожный намек на то, чем ужас может стать в цифровую эпоху.

Misery Predicted The Rise Of Internet Stan Culture

То, что сделало Misery настолько тревожным, заключалось в её посыле: фанат настолько одержим, что заключает своего любимого автора в тюрьму. Хотя технически это возможно, в то время это казалось невероятно маловероятным, что делало его ещё страшнее. Однако, интенсивная одержимость Энни Уилкс Полом Шелдоном теперь пугающе напоминает самые экстремальные части онлайн-фандомов сегодня, особенно те, которые известны чрезмерно интенсивными, односторонними отношениями со знаменитостями и создателями.

Ключевая часть того, что определяет культуру ‘станов’, как это видно на примере персонажа Энни Уилкс, заключается в убеждении, что она имеет последнее слово в отношении творчества Шелдона. По сути, всё, что он создаёт и что не соответствует её представлению об идеальной истории, считается неприемлемым. Фильм подчёркивает это, показывая, как Уилкс активно контролирует повествование Шелдона, заставляя его менять свою работу, чтобы соответствовать её ожиданиям.

Интенсивная сосредоточенность Уилкса напоминает современную фан-культуру, особенно то, как она выходит за рамки самого произведения и охватывает все аспекты жизни и предыстории создателя. Этот подробный, почти исчерпывающий интерес поразительно перекликается со страстной преданностью фанатов, таких как Swifties и BTS Army, которые глубоко связаны с историями и легендами, окружающими их любимых исполнителей.

Более того, малейший намек на несовершенство в отношении этих идеализированных знаменитостей — даже если он исходит от самих знаменитостей — воспринимается как угроза созданному ими образу и должен быть быстро устранен.

Интересно, что сильная увлеченность Уилкс проявляется в её фиксации на персонаже Мизери. Она фактически заставляет автора переписать историю, возвращая персонажа из прошлого, просто чтобы поддерживать одностороннюю связь, которую она чувствует.

Энни Уилкс была оригинальным парасоциальным фанатом.

Хотя некоторые фильмы и затрагивали темы славы и одержимости ранее, Misery уникальным образом предвосхитила рост парасоциальных отношений – односторонних связей, которые фанаты ощущают с публичными личностями, – что стало обычным явлением с появлением интернета и развитием онлайн-сообществ. Сегодня, благодаря интернету, невероятно легко быстро узнать даже самые личные детали о знаменитостях, как и интенсивное внимание Энни Уилкс в фильме.

Ключевым элементом Misery является то, как она стирает границы между реальными отношениями и односторонними связями, которые люди формируют со знаменитостями — распространенное явление сегодня, на которое намекает интенсивная преданность персонажа Энни Уилкс ее любимому автору. Эта преданность, которая часто начинается с простого восхищения чьей-либо работой, может легко перерасти в нереалистичные романтические фантазии, как свидетельствует убеждение Уилкс в том, что она и Шелдон действительно любят друг друга.

Энни Уилкс, с её одержимой и контролирующей натурой, может рассматриваться как оригинальный образец для современных интенсивных онлайн-фан-сообществ – так называемых ‘станов’. Подобно этим группам, она определяется мощной, единственной целью – в её случае, это автор – и, что крайне важно, считает, что имеет право контролировать и ‘владеть’ работой и творческой свободой этого художника, независимо от того, является ли она небольшой или большой частью его фанбазы.

Почему фильм «Страдания» продолжает пугать зрителей и сегодня

Истинный ужас Misery заключается не в призраках и даже не в жестоком ранении, которое терпит Пол Шелдон. Это тревожно реалистичное изображение Энни Уилкс, на первый взгляд нормальной и неприметной женщины, которая держит его в плену. Кэти Бэйтс идеально воплощает эту тревожную обыденность, делая её персонажа, социопата, живущего в сельской местности Колорадо, еще более ужасающим.

С ростом специализированных онлайн-сообществ поклонников, личность Уилкса — будь то реальная или воображаемая — ощущается такой же осязаемой, как и любой человек, включая нас самих или анонимных людей, с которыми мы встречаемся в сети. Поскольку все мы склонны к установлению односторонних отношений с публичными личностями, к сожалению, предсказуемо, что кто-то пойдет на крайние меры, чтобы попытаться воплотить свои одержимости в реальность.

Истинный ужас Misery заключается не только в его пугающей истории, но и в том, как он показывает опасные последствия чрезмерной увлеченности знаменитостями. Это не новое явление — за годы до выхода романа Рональда Рейгана застрелил человек, пытавшийся привлечь внимание Джоди Фостер. И пугающая возможность не заканчивается смертью злодея; этот вид одержимого обожания просто поджидает, готовый найти новую цель.

Смотрите также

2025-11-03 23:49