В течение довольно долгого времени я ждал два или более года после выхода новой игровой приставки, прежде чем приобрести её. Это было обусловлено несколькими причинами: во-первых, я предпочитал новые консоли с обширным выбором игр. Во-вторых, имело смысл быть терпеливым и увидеть, какая приставка будет доминировать в этом поколении по количеству эксклюзивных продуктов первого производителя и сильной поддержки сторонних разработчиков.
За прошедшие годы, начиная с Atari VC в 70-х и до эры PlayStation 4 и Xbox One в 2010-х годах, было обычным явлением видеть снижение стоимости игровых приставок по мере их старения. Эти падения цен часто совпадались с внутренними модификациями и внешними изменениями, делая устройства лучшими версиями самих себя (иногда за счет некоторых менее используемых возможностей).
В последние годы мы стали свидетелями необычной тенденции: вместо снижения цен на консоли их стоимость растет. Последнее значительное снижение цены для крупной домашней или портативной консоли произошло в 2016 году при запуске PS4 Slim, который снизил начальную цену с $349 до $299. Однако это не учитывает появление консолей со сниженными характеристиками, как например New Nintendo 2DS в 2017 году или полностью цифровой Xbox One в 2019 году. Напротив, мы наблюдали повышение цен на консоли, включая увеличение цены на OLED-версию Nintendo Switch на $50 в 2021 году, рост цены на версию PlayStation 5 без дисковода на $50 в 2023 году и повышение цен на $80-$100 для идентичных версий Xbox Series S и X с незначительными изменениями.
Рост цен обусловлен несколькими взаимосвязано действующими факторами: инфляция, нехватка предложения, вызванная пандемией, колеблющаяся торговая политика администрации Трампа и тенденция производителей консолей прекращать продажу оборудования с убытком или даже без прибыли, вместо этого полагаясь на продажи игр для покрытия издержек. Кроме того, не стоит игнорировать корпоративную жадность, ставящую интересы акционеров выше всего остального как потенциальный фактор.
Как аналитик, я заметил существенный фактор, влияющий на рост цен и уменьшение радикальных изменений в дизайне — это технический аспект. В частности, мы наблюдаем гибель закона Мура и заметное замедление темпов развития процессоров и графических чипов.
Что такое закон Мура?

Термин «закон Мура» может звучать как правило, но на самом деле это скорее предсказание или тенденция. Гордон Мур, один из основателей компании Intel, впервые предложил эту идею в 1965 году. Он предположил, что количество транзисторов на микросхеме будет приблизительно удваиваться каждый год (позже было скорректировано примерно каждые два года). Это не закон в традиционном смысле, а скорее наблюдение за ростом и развитием технологий во времени.
На протяжении почти четырех десятилетий закон Мура оставался последовательным благодаря значительным достижениям в технологии производства кремниевых чипов. Компании, такие как Intel, AMD, Samsung и TSMC, а также множество других компаний, которые появлялись и исчезали, постоянно внедряли инновации, находя все более сложные методы размещения большего количества транзисторов в той же физической области. Это инновационное развитие позволило продолжать практическое удвоение количества транзисторов со временем.
Не все прямо заявляют, что закон Мура прекратился, однако позиция технического руководителя по этому вопросу может раскрыть больше об их личных целях, чем о технической истине. Например, Дженсен Хуанг из Nvidia мог бы утверждать, что он мертв, потому что он может устанавливать более высокие цены на видеокарты, если считать закон Моора устаревшим; в то время как руководители Intel, стремящиеся убедить нас в том, что они идут по пути становления ведущим производителем высококачественных чипов, могут аргументировать обратное.
Несмотря на прогресс, темп инноваций в технологиях производства значительно снизился, что делает разработку новых технологий более длительной и дорогостоящей. Кроме того, до тех пор пока ученые не откроют способ уменьшить размеры транзисторов ниже атомного уровня, мы неизбежно столкнемся с ограничениями, установленными самими законами физики.
Как это связано с игровыми консолями? Мы к этому подходим.
Уменьшение количества транзисторов, необходимых в определённой области, приводит к меньшему потреблению энергии, так как требуется меньше электрических токов для активации и деактивации этих транзисторов. Этот процесс, когда мы создаем кремниевый чип с использованием более совершенного метода производства, экономичного по энергопотреблению, часто называют «усадкой кристалла». По сути, это означает создание меньшего физически компактного кремния, который выполняет ту же функцию, но занимает меньше пространства.
Для экономии энергии у компьютерных процессоров и графических карт часто используют сбережения для увеличения числа транзисторов. Это может быть сделано с целью повышения производительности или внедрения новых функциональных возможностей. В результате, процессор 2020 года способен значительно превзойти процессор 2010 года по производительности при потреблении примерно такого же объема электроэнергии.
Игровые приставки служат как фиксированные, стабильные платформы для разработчиков игр, позволяющие сосредоточиться на том, чтобы игра работала так, как это ожидается во время внутреннего тестирования и точно отражала свой игровой процесс на всех консолях пользователей.
Как технический энтузиаст, я бы сказал так: Когда мы миниатюризируем чипы для консолей, основное преимущество заключается в том, что получаем меньшие компоненты, потребляющие меньше энергии и производящие меньше тепла. Кроме того, потенциальное увеличение количества производимых чипов с одной кремниевой пластины теоретически может привести к снижению стоимости за штуку (однако стоит отметить, что более сложный процесс производства также может повысить стоимость).
Консолидация и миниатюризация

Игровые консоли значительно выиграли от технологии, известной как уменьшение размера кристалла, что привело к улучшению аппаратного обеспечения и снижению затрат, которые были переданы потребителям. Эти улучшения наиболее заметны в период домашних консолей с 3D-графикой в конце ’90-х и начале 2000-х годов, когда значительные редизайны, такие как оригинальная PlayStation и PS2 Slim, стали возможными через короткий промежуток после выпуска первой консоли.
Обсудим PlayStation 2: PS2 Slim стал меньше не только из-за достижений в области чипов; он также утратил стандартный отсек для жесткого диска на 3,5 дюйма и порт IEEE 1394, которые редко использовались, а изначально требовали внешнего блока питания. Однако уменьшение и комбинирование компонентов консоли — процессора, графического ускорителя, памяти и других — преобразовало PS2 из оригинального дизайна в 2000 году до Slim версии в 2004 году и, наконец, до более легкой и энергоэффективной версии Slim, которая вновь использовала внутреннее электропитание без расширения размера консоли.
Как аналитик, я наблюдал стабильное и существенное снижение цены консоли в течение всего срока ее существования. Первоначально она была оценена в $299 при выпуске, затем снизилась до $129 к 2006 году, а еще на одну ступень до $99 — в 2009 году, даже во время эры PS3.
Вместо того чтобы сосредоточиться на дизайне внешнего вида Xbox 360 от Microsoft, стоит отметить, что значительных изменений во внешнем облике за период его жизни не произошло. Обновление среднего поколения, известное как ‘slim’, было лишь немного меньше по размерам оригинальной модели. Однако внутренние компоненты претерпели значительные изменения с конца 2005 года до начала 2010-го. Изначально процессор (CPU), графический процессор (GPU) и высокоскоростной чип памяти eDRAM были произведены по технологии 90 нм процесса, которая позже была сокращена до 80 нм, а затем до 65 нм. В финальной стадии эти компоненты интегрировались в один 45 нм кристалл, содержащий как CPU, так и GPU.
За этот период выходная мощность системы уменьшилась с 203 ватт до 133 ватт, а базовая цена снизилась со $300 до $200. Мид-генерационное обновление на уровне 65 нм значительно улучшило проблему частой ‘красной смерти’ (Red Ring of Death), которая беспокоила ранние консоли. Эта проблема частично возникала из-за тепла, производимого большими и старыми чипами.
Рассмотрение изменений как во внешних, так и внутренних структурах этих игровых консолей выявляет эффект домино преимуществ и снижения затрат: уменьшив размеры микросхем, мы также сократили источники питания, корпуса (требующие меньше металла и пластика), радиаторы охлаждения и системы охлаждения, а также упростили конструкцию материнских плат.

Во время поколения PlayStation 4/Xbox One/Nintendo Switch произошло заметное замедление развития, но технологические улучшения и снижение стоимости продолжались по традиционным линиям. PS4 Slim и Xbox One S, выпущенные в середине жизненного цикла, использовали процессор на 16 нм вместо оригинальной версии консолей на 28 нм, при этом их цена снижалась на $100 за весь период их существования (сравнив модель Xbox One без Kinect и не учитывая цифровую версию за $249). Switch пережил единственное уменьшение размера кристалла с 20 нм до 16 нм, что не привело к снижению цены, но увеличило время автономной работы и подготовило почву для более доступной версии Switch Lite.
Со временем Sony и Microsoft внесли незначительные изменения во внутренние компоненты консолей PlayStation 5 и Xbox Series после их первоначального выпуска. Однако с учетом уменьшения размеров кристаллов (die shrinks), что становится все более редким и дорогостоящим, эти изменения стали гораздо менее значимыми. Ранее можно было объяснить стабильность цен на консоли в период высокой инфляции как форму ‘скидки’, но теперь, когда затраты растут, даже эта маленькая утешение больше не является актуальной.
В сущности, ситуация с современными процессорами ПК (CPU) и графическими процессорами (GPU) от ведущих брендов, таких как Nvidia и AMD, за последние несколько лет повторяет ту же закономерность, которую мы наблюдали. Примерно в середине 2010-х годов новое поколение GPU от Nvidia предлагало такую же или улучшенную производительность при более низкой цене по сравнению с предыдущими поколениями; однако в нынешнем десятилетии часто приходится платить больше за лучшие характеристики или мириться с небольшими улучшениями по схожим ценам. Любопытно, что AMD продлила срок службы своей платформы материнских плат и процессоров AM4 от почти десятилетия назад из-за высокой стоимости плат и чипов с сокетом AM5, что делает их неподходящими для потребностей рынка бюджетных и среднеуровневых ПК.
В течение следующих нескольких лет есть вероятность постепенного снижения цен на технологии, если будут заключены благоприятные торговые соглашения и усовершенствуются экономически эффективные методы производства. Но не стоит слишком сильно рассчитывать! Тем не менее это все еще возможно. В любом случае очевидно, что тенденции и традиции последних 40 лет больше нельзя принимать как должное — они могут оказаться неактуальными в будущем.
Неделю назад я сделал предварительный заказ на предстоящую Nintendo Switch 2. Это первая совершенно новая игровая консоль, которую мне удалось приобрести в день ее выхода. Учитывая, что технологии могут не сильно улучшиться и цена может не снизиться дальше в ближайшие годы (а возможно даже увеличится), я решил действовать быстро. Раньше ожидание таких товаров имело свои преимущества, но те времена кажутся ушедшими.
Смотрите также
- 7 лучших чехлов для Apple iPhone 16 Pro Max 2024 года
- Samsung Galaxy S25 Ultra против Honor Magic 7 Pro: сравнение Android-флагманов
- Разблокируйте DeepSeek: обойдите цензуру за 10 минут!
- LG OLED55G4
- Honor Magic 7 Pro против OnePlus 13: битва андроидов
- 20 лучших циферблатов Samsung Galaxy Watch, которые вам стоит использовать
- Apple M4 против M4 Pro: в чем разница?
- Моторола Мото G85 5G
- Обзор RingConn Gen 2: умное кольцо, экономящее деньги
- Honor Magic 7 Pro против Honor Magic 6 Pro: стоит ли обновляться?
2025-05-04 15:55